Детская пока пуста Детская 0-1 Детская 1-3 Детская 3-7 Детская 7++ Спальня Гостиная Кухня Библиотека
Объявления
ВНЕ ПОЛИТИКИ. Любые политические провокации, демонстрации и намеки запрещены
Уважаемые новые пользователи!
Для активации профиля пишите администраторам или в доступный вам форум. Активация через почту временно приостановлена

Привет, Гость ( Вход | Регистрация )

› #28738 | Unknown


Многофункциональное учебно - игровое пособие "Большое космическое путешествие"

Уважаемые участники! Я работаю в группе для детей с нарушениями речи. Известно, что у дошкольников с ОНР нарушено формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, связной речи, фонематического восприятия, слоговой структуры, а также страдают и познавательные процессы: внимание, память, мышление, восприятие. Дети с общим недоразвитием речи часто не понимают инструкций, отвлекаются. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, негативизм, плаксивость, отсутствие логики в действиях.
Поэтому учителю - логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Таким средством и являются игры и игровые упражнения, применяемые в логопедической практике по разным направлениям коррекции.
Особое место среди игровых средств занимают многофункциональные учебно – игровые пособия.
Хочется отметить, что создание многофункциональных пособий очень продуктивно, хотя достаточно трудоемко, т.к. требует много времени на создание идеи, подбор материала, на изготовление, оформление. Но все затраты оправдываются, т.к. это уже готовый материал для проведения образовательной деятельности по различным направлениям коррекционно - логопедической работы: автоматизации и дифференциации звуков, формирование лексико –грамматических категорий, развитие звуко – слогового анализа и синтеза и др.
Объединенные общей лексической темой, элементы пособия позволяют разнообразить работу по какой – то одной теме, например, дифференциация твердых и мягких согласных, а также провести и комплексное занятие;
-разнообразие элементов многофункционального пособия позволяет решить задачи таких образовательных областей как «Коммуникация», «Познание», «Социализация».
Хочу познакомить вас с авторским учебно – игровым пособием
«БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».
Предназначено для детей старшей и подготовительной к школе группы (ОНР), а также будет полезно детям без речевых проблем.
Цели: 1. Расширять кругозор, пополнять словарный запас. Познакомить детей с темой «Космос», «Планеты солнечной системы». Активизировать словарь по темам.
2.Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах, предложениях.
3.Развивать фонематическое восприятие. Учить различать твердые и мягкие согласные, звонкие – глухие согласные. Учить определять место звука в слове.
4.Формировать слоговую структуру слов, закреплять навык счета слогов в словах. Учить произносить слова сложной слоговой структуры (звездолет, космонавт, астронавт, …)
5.Закреплять навык звуко - слогового анализа и синтеза слов. Упражнять в составлении звуко - слоговых схем слов.
6.Закреплять в самостоятельной речи детей предлоги и наречия в значении предлогов.
7 Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе, существительные с числительными в падеже.
8.Упражнять в подборе родственных слов.
10. Развивать воображение, мышление, внимание. Учить заменять предметы символами.
Описание пособия. Первый вариант: Можно использовать лист бумаги или картона размером в 4 листа формата А4 (синего цвета) и хранить в сложенном виде. Это полотно разворачивается как игровое поле. А всю игру можно использовать как настольно-печатную. Комплект картонных и бумажных ( вместо пластика) фигур использовать без магнитов.
Второй вариант: Пособие представляет собой магнитную панель, скрепленную с картоном размером 54* 39 см.. и покрытую синей пленкой - самоклейкой.
К панно прилагается целый комплект картонных и пластиковых плоскостных фигур ( все на магнитах).

Комплект материалов ( может быть без магнитов и на магнитах).
1.Изображения планет солнечной системы ( картонные).
2.Пластиковые круги или картонные красного, зеленого, синего, белого, сиреневого, желтого цветов ( диаметром около 12 см.) – символы планет.
3.Картонные изображения инопланетян синего, красного и зеленого цветов. Цель - учить различать согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные.
4. Картонные фигуры космонавтов синего, зеленого и красного цветов. Цель- учить различать согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные.
5.Картонные фигуры «летающих тарелок» и диск, изображающий «летающую тарелку».
6. Пособие «Луноход» ( картонная плоскостная фигура) для определения места звука в слове, на корпусе которого находятся три прозрачных «окошка» - отсека для картинок, которые вставляются в эти окошки: в первом отсеке картинки .
7. Пособие (картонная плоскостная) «Ракета», имеющая 3 «ступени», т.е. 3 «этажа». Каждый этаж представляет собой прозрачный карман, в который вставляется картинка. Цель « Ракеты» - учить считать слоги в словах и формировать слоговую структуру слов ( на первом этаже картинки с 1 слогом, на втором – с 2 слогами, на 3 – с тремя слогами).
«Ракету» можно использовать и для подбора родственных слов.
8.Пластиковые или картонные квадраты синего, красного и зеленого цветов для звуко-слогового анализа слов и составления схем.
9. Две «планеты» (2 пластиковых круга диаметром 1 4 см. синего, зеленого цветов). Цел ь- учить различать твердые и мягкие согласные.
10. Картонные фигурки маленьких звездочек и фигурки луны (5-7 шт.).
11.Мелкие предметные картинки на разные лексические темы, с разными звуками для автоматизации и дифференциации (с магнитами и без них). Картинки подбираются на различные темы, все зависит от фантазии логопеда.
Примерный набор картинок.
На звуки Р-РЬ, Л-ЛЬ, С-СЬ, З-ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Б-БЬ, П-ПЬ, В-ВЬ, Ф-ФЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-Кь, Г-Гь, М-МЬ; звуки могут быть в начале, середине и конце слова.
Из них можно выбрать картинки с разным количеством слогов (одним слогом, двумя, тремя и т.д. слогами ).
12. Две «планеты» - картонных круга с изображением наушников и колокольчика (определение звонкости – глухости согласных звуков).

ВИДЫ ЗАДАНИЙ.
1) Пополнение словарного запаса.
1.Пополнение словарного запаса (старшая, подготовительная группа, сильная подгруппа)
Логопед помещает на магнитное панно картонные изображения планет солнечной системы и проводит беседу о них.
2.Логопед заменяет картонные фигуры пластиковыми (заменяет предметы символами). Дети рассказывают о планетах, пользуясь теперь символами. Например, белый круг – Луна, желтый круг- Солнце, красный круг-Марс, синий круг – Юпитер...и т.д.

2) Развитие фонематического восприятия.
Дифференциация твердых и мягких согласных(старший и подготовительный возраст).
1)Дидактическая игра «Синяя и зеленая планеты».
Ход игры: На панно помещают два пластиковых круга синего и зеленого цвета, с противоположных сторон, и «спутники» планет - маленькие карточки на магнитах по всему панно( карточки подбираются таким образом, чтобы в названиях были твердые и мягкие звуки. Например, В-ВЬ (вишня, ваза, ведро …), П-ПЬ (пол, петух…)).
2) Игра «Два космонавта».
Ход игры: на панно – два космонавта в синем и зеленом комбинезоне. Логопед предлагает распределить картинки таким образом, чтобы возле космонавта в синем были картинки с твердым звуком. А возле космонавта в зеленом –картинки с мягким звуком.
Третий космонавт в красном комбинезоне – для выявления в слове гласного звука.
3) Игра «Помоги инопланетянам».
Ход игры: Инопланетяне прилетели на Землю. Они не понимают нашего языка. Помогите разобрать слова: с мягким звуком – к инопланетянину в зеленом, а с твердым – в синем комбинезоне (а в красном - для работы с гласными )
4)Для различения звонких и глухих согласных можно предложить распределить «спутники» вокруг разных « планет». Например, вокруг Сиреневой планеты картинки со звонким звуком, а вокруг белой – с глухим звуком.

3.Определение места звука в слове. Игра «Луноход».
Логопед раздает детям или помещает на панно вокруг лунохода предметные картинки.
Инструкция: Луноход улетает на Луну. Он везет с собой картинки.
Задание: В первый отсек поместить картинки, где заданный логопедом звук в начале слова, во второй отсек – где звук в середине слова. А в третий - где звук в конце слова.

4.Грамматические игры.
1.Игра «Посчитай планеты».
Ход игры: Детям предлагается посчитать планеты: одна планета, две планеты, три …, пять планет…
2.Закрепление предлогов и наречий в значении предлогов.
1) На панно помещают планеты и «летающую тарелку». Логопед перемещает « тарелку по «небу» и спрашивает детей, где она находится: на Луне, около Марса, движется вокруг Сатурна, за Луной, перед Землей, из-за Марса, слетает с Земли…, находится между Марсом и Луной .и т.д..и т.пр.
2) Для закрепления предлогов можно использовать пособие « ЛУНОХОД».
Ход игры: Инопланетянин увидел на Луне луноход и решил его осмотреть, поиграть. Куда он спрятался?
- В луноход, из лунохода. Под луноход, из-под лунохода. За луноход, из-за лунохода….и т .д.
3) Для закрепления предлогов используют пособие « РАКЕТА»
Ход игры: Космонавт осматривает ракету перед полетом. Куда он залезал? Где он осматривал?
- В ракету, вылез из ракеты, спрятался за ракету, вылез из-за ракеты, под ракету, из-под ракеты….

5.Формирование слоговой структуры слов.
1) Игра «Ракета».
Цель: закреплять навык счета слогов в слове, формирование слоговой структуры слов.
Ход игры: На доску помещают ракету, детям раздают картинки.
-Мы летим в космическое путешествие. Придется брать много вещей. Их надо распределить: на первый этаж – в названии которых 1 слог, на второй – где 2 слога, на 3-где три слога.
Дети выполняют задание.
Картонная ракета, каждая «ступень» которой имеет прозрачный кармашек для картинок. Первая ступень - для картинок с одним слогом, вторая – для слов с двумя слогами, а третья- с тремя слогами ( см. картинку ниже).
2)Произнесение слов сложной слоговой структуры:
Инструкция: Мы доберемся до планеты, если произнесем трудные слова: космодром, астронавт, жидкокристаллический, звездолет и т.д..

6. Подбор родственных слов.
1)В ракету предлагается разместить ( придумать ) слова - родственники к слову « космос» ( космический, космонавт, космодром).
2) К слову «звезда» и слову «Луна» надо подобрать слова - родственники, разместив вокруг фигурок звезды и Луны них столько маленьких звезд и фигурок Луны, сколько слов - родственников придумают.

7. Автоматизация и дифференциация звуков.
1.Автоматизация звуков. На панно помещают картинки с определенным звуком и просят их назвать.
- Давайте научим инопланетян красиво говорить на русском языке и правильно произносить звуки.
2.Дифференциация звуков.
1) Дифференциация в слогах. «Произнеси по - инопланетянски»
- Повтори за инопланетянами на их инопланетном языке: ляляра, лелере, или шасаща, сосошо…и т.д. и т.п..
2) Дифференциация в словах.
Игра « Спутники Луны и Марса».
На панно Луна и Марс (плоскостные изображения или их символы- заменители). Вокруг Луны дети должны поместить спутники (картинки) со звуком Л, а вокруг Марса - со звуком Р.
3) Дифференциация звонких и глухих согласных.
Предлагается, например, разместить вокруг Солнца картинки со звуком С, а вокруг Земли (или другой планеты - со звуком З).

Красочное и увлекательное учебно – игровое пособие «Большое космическое путешествие» повышает интерес к занятиям, стимулирует познавательную активность, создает необходимую атмосферу для усвоения материала, способствует решению образовательных и коррекционных задач.


Автор: Unknown
43 место
Голосов: 3
Просмотров: 2573
 
Анонсы статей
Прыжки на батуте: развлечение или серьёзный спорт?
Прыжки на батуте, или джампинг — полезный спорт, который отлично заменяет изнурительные и скучные кардиотренировки на беговой дорожке...
Молодые родители назвали критерии выбора новой квартиры
Главными критериями выбора квартиры для молодых российских семей являются наличие просторной кухни-гостиной, сквера для прогулок и близость образовательных...
Что должно быть в домашней аптечке
В общих чертах домашняя аптечка может включать следующие базовые медикаменты...
Солнечный витамин: кому и сколько принимать?
Сегодня витамин D на «пике моды». О нем много говорят, пишут, связывают с его недостатком различные состояния и заболевания. Проблема в том, что, помимо...
Реклама
Последние сообщения
Скин форума: Перейти на версию для мобильных
Сейчас: 19 мар 24, 09:30
Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей и других материалов, опубликованных на сайте. Помните, что в вопросах здоровья вас и ваших детей нельзя полагаться на советы, данные заочно по интернету!
Перепечатка и использование материалов сайта и сообщений из конференций РАЗРЕШЕНЫ только в интернете при наличии активной ссылки на MATERINSTVO.RU и с указанием имен авторов!
Использование фотографий ЗАПРЕЩЕНО без письменного разрешения их авторов!
Политика конфиденциальности и обработка персональных данных