Детская пока пуста Детская 0-1 Детская 1-3 Детская 3-7 Детская 7++ Спальня Гостиная Кухня Библиотека
Объявления
ВНЕ ПОЛИТИКИ. Любые политические провокации, демонстрации и намеки запрещены
Уважаемые новые пользователи!
Для активации профиля пишите администраторам или в доступный вам форум. Активация через почту временно приостановлена

Привет, Гость ( Вход | Регистрация )

Ответить Создать Опрос

Каскадный · [ Стандарт ] · Линейный+

› Спасы, Медовый, яблочный, ореховый

Прогульщица
post 7 авг 2008, 12:32
Сообщение №1 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 16836
Регистрация: 3.11.05

ЦИТАТА
14 августа — первый Спас, Спас медовый, Спас на воде. Это — первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса — 'Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня'. В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не 'происхождение', а 'предысхождение', то есть вынос.

В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности — в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять; 'август — каторга', говорится в пословице. Но целый ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали собирать мак. Устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали так называемые 'сиротские и вдовьи помочи', когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились 'за угощение', а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов:


Ты — за себя, мы — за тебя,
а Христов Спас — за всех за нас!

Назывался первый Спас еще и медовым, и вот почему. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. А вечером обступала пасеку толпа ребят и подростков с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Приходили они получить свою 'ребячью долю', зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: 'Первый Спас — лакомка'.

Дай, Господи, хозяину многие лета,
Многие лета — долгие годы!
Дай долго жить, Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчел водить,
Божьих пчел водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на угощение!
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многие лета!

Кроме того, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот 'на водах'! Конечно, с особой торжественностью действо совершалось в Москве, где в обряде принимал участие сам государь. Царские выходы с древнейших времен были важной стороной государственной жизни. Каждый большой праздник ознаменовывался ими. Сохранилась точная роспись правил: в каком наряде на какой праздник выходить венценосцу, какую иметь при этом свиту. Не оказался исключением и день первого Спаса.

Напротив Симонова монастыря на Москве-реке строился специальный помост и устраивалась 'иордань' — возводился над водой навес на четырех изукрашенных столбах, увенчанный золоченым крестом. На помосте ставились два 'места' — государево (в виде пятиглавого храма) и патриаршее. Их огораживали раззолоченной решеткой, помост застилали алым сукном. Царское место было покрыто резьбой, утверждалась 'на пяти точеных столбцах, стоящих на пяти золотых яблоках, и задергивалось изнутри тафтяной, занавесью'.

Под колокольный звон в положенное время появлялись царь с боярами, идя перед крестным ходом. Начиналось торжественное освящение воды. Все, начиная с государя, получали из патриарших рук зажженные свечи. По прочтении молитв царь сходил под навес 'иордани' и оттуда — в воду. Был он в обычном ездовом платье, но перед погружением возлагал на себя драгоценные кресты. Их было по традиции три — унизанных жемчугом и украшенных драгоценными камнями. Вот, например, как выглядел один из крестов: '...Посредине образ Спаса резной стоящий, по бокам образы Пречистой Богородицы да Иоанна Богослова, позади Архангел Михаил. На кресте изумруд, по бокам двадцать восемь жемчужков, а в середине двенадцать жемчужков да восемь камушков в гнездах, да два яхонта и два рубина...'
Пока царь, выйдя из воды, переоблачался в сухое платье, царское место задергивалось алым сукном. Затем государь принимал патриаршее благословение и под благовест возвращался в свои палаты. В этот день народу строго - настрого запрещалось подавать самодержцу челобитные: в Спасов праздник должно блюсти покой государев.
Духовенство кропило святой 'иорданскою' водой войска и знамена. Простой люд устремлялся к 'иордани', где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши.
А у Симонова монастыря продолжались народные гуляния - чинные, без плясок и без песен, без винопития: начинающийся Успенский пост строг, позволяет угощаться только медом и квасом.

+ рецепты праздничных блюд
ЦИТАТА
19 августа — второй Спас, праздник Преображения Господня. Однажды, гласит Евангелие, Ииисус взошел на гору с троими учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделавшись, как солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, и раздался голос: 'Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте'. То был голос Бога Отца.

Таков евангельский рассказ. В строгом соответствии с ним Преображение Господне называлось в народе Спасом на горе. Но еще чаще именовали его Спасом яблочным, потому что к этому времени поспевают яблоки.
'На второй Спас и нищий яблочко съест' — в Преображение обязательно соблюдался обычай оделять неимущих яблоками. А до этого срока и зажиточные крестьяне яблок не ели. Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает спелые фрукты, а тем, родители которых не удержались, попробовали раньше, не дает. Поэтому съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом.

'Яблочным' был в свое время второй Спас и в церкви. Например, сохранилось описание праздничной Преображенской службы в древнем Новгороде. Службу совершал сам митрополит в Софийском соборе. После литургии освящалось несколько блюд с яблоками, причем на одном плоды разрезали на части. Потом святитель вкушал яблоко сам и раздавал по яблоку 'большим людям': государевому боярину, воеводе, дьякам и священникам, а разрезанными яблоками одаривал прочий народ.

Традиция лакомиться на Преображение Господне освященными яблоками существовала повсеместно. Молодежь при этом загадывала желания — в ту минуту, когда проглатывается первый кусочек, 'спасовал' мечта должна была непременно исполниться.

В некоторых местах, например в Архангельской губернии и на Бологодчине, во время второго Спаса справляли вдобавок 'Горохов день': одевшись в праздничное платье, шли на гороховое поле, собирали урожай, не различая своей полосы и чужой. 'Это был истинный праздник и настоящее наслаждение для детворы, — вспоминают старики, — которая целый день ныряла в гороховой зелени и наедалась до того, что под конец уже на животе переползала с полосы на полосу'.

Вечером на Спас-Преображенье в старые годы молодежь шла за околицу, в поле. Здесь на каком-нибудь пригорке молодые люди останавливались и следили за закатом. Как только солнце начинало опускаться за горизонт, раздавалась общая песня:
Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
из Великого Новогорода
да на Спасов день гулять - пировать.
Вы сходитеська, люди добрые,
на велик-званый пир!
Мы тебе, крещеный мир,
бьем челом да кланяемся!
Солнышко, солнышко, подожди!
Красное, ясное, подожди!
Хотя и пелось в песне о 'великом пире', главное в ней было заклинание солнца, идущего не только на закат, но и на зимний покой. А ведь в дни уборки хлебов в нем ощущалась такая настоящая нужда! Вот и беспокоился народ: 'После второго Спаса дождь - хлебогной!'; 'Со Спас-Преображенья погода преображается'; 'Пришел второй Спас - бери рукавицы про запас'.

+рецепты блюд
ЦИТАТА
29 августа - третий Спас, названный в народе ореховым или холщевым. Ореховый - потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С 'холщовым' дело обстоит немного сложнее.

Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. 'Первый Спас - на воде стоят; второй Спас - яблоки едят; третий Спас - на зеленых горах холсты продают'.

На Руси образ Христа очень почитали. Поэтому третий Спас (после Медового и Яблочного) называли еще Спас на полотне, холщовый или хлебный, ореховый. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая: 'Третий Спас - хлеба припас', «'Коль хорош третий Спас, будет зимой квас'.

Хлебный день, третий калинник - зори, зарницы.
Хлебный день - пекли первый каравай нового хлеба. Святят новые колодцы.
Третий Спас - на воде. Чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы замыкая теплое времечко.
После третьего Спаса улетают последние ласточки. Хорош третий Спас - зимой будет квас.

+рецепты праздничных блюд




Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Димакса
post 7 авг 2008, 15:54
Сообщение №2 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 1021
Регистрация: 3.01.07
Одесса

Дима 26.08.00
Максим 23.02.06
dimaxsa
Оля, спасибо. :thank_you: :4u:
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Нафаня
post 7 авг 2008, 16:14
Сообщение №3 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 5717
Регистрация: 23.08.06
МО,Химки

Надежда 2005
Таисия 2005
Григорий 2007
Валентина 2009
уже хочу
Нафаня
Прогульщица, спасибо за информацию, очень интересно, а где ты ее брала :shuffle: можно ссылочки в приват :shuffle:
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Прогульщица
post 7 авг 2008, 16:56
Сообщение №4 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 16836
Регистрация: 3.11.05

Нафаня, Наташа, там же выложены ссылки :4u:
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Рида
post 7 авг 2008, 18:35
Сообщение №5 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 7554
Регистрация: 7.12.04
Рига

natashaagbaba
Прогульщица, Олик,спасибо огромное :4u: :4u: :4u:
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
zayka
post 7 авг 2008, 18:47
Сообщение №6 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 2507
Регистрация: 26.11.07


14.03 2008
26.09.2010
Спасибо, очень интересно!
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
ellena
post 8 авг 2008, 09:15
Сообщение №7 (ссылка)

Дети, уймите вашу мать
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 9485
Регистрация: 23.01.07
Москва Щелковская

3+2
Ольга, спасибо большое.
Немножко хочу добавить про Праздник Преображения Господня. В этот день в Иерусалиме, над горой Фавор каждый год появляется облако. Это еще и удивительно тем, что в это время года небо там безоблачное. Очень хотела написать именно из книги, но сейчас не смогу ее сразу найти.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Эхомама
post 8 авг 2008, 10:55
Сообщение №8 (ссылка)

Что-то еще, товарищ Новосельцев?
администратор
» обо мне «
дневник
Сообщений: 70681
Регистрация: 10.10.01
Столица

дочь 1999
дочь 2001
сын 2006
ellena, я тоже про это читала.
Прогульщица, Оль, спасибо! :p
Жаль только рецепты к Яблочному Спасу отнюдь не постные. Но что с них взять - светский сайт :???:
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Прогульщица
post 23 авг 2008, 13:29
Сообщение №9 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 16836
Регистрация: 3.11.05

Вопрос: Моя бабушка никогда не ела меда нового урожая до его освящения 14 августа, а также яблок нового урожая до праздника Преображения Господня. Является ли такой пост обязательным? Ведь у православных греков его нет.
На вопрос отвечает протоиерей Сергий Николаев: У православных греков яблоки поспевают задлго до дня Преображения Господня. И все же, наш пост на яблоки пришел к нам из Греции. Он просто несколько трансформировался под влиянием климата. Греки не вкушают винограда нового урожая до освящений гроздий. У нас грозди не растут и мы постимся яблочным постом. Правда, современные технологии хранения, а также возможности доставлять плоды земные из любой точки планеты внесли некоторые коррективы в благочестивый родной обычай, перемешав на прилавках старый и новый урожаи. Однако. чтобы не потерять его совсем, в некоторых боголюбивых семействах за какое-то время до праздника Преображения Господня, в просторечии - яблочного Спаса, прекращают есть имено яблоки и виноград. Такой необременительный пост выражает нашу безусловную веру в то. что Господь есть истинный податель всех благ. Он полезе и душе, и телу. Заметьте, с какой благодарностью к Богу и с каким удовольствием Вы съедите освященное яблоко, если некоторое время оно Вам было недоступно.
То же можно сказать и в отношении поста на новый мед. Здесь проще. Старый мед едят по желанию и возможности, а новый - только после освящения на молебне 14 августа (1 августа по старому стилю), в день Изнесения древ Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день хоть сколько-то меда стараются приобрести даже очень бедные люди. Не для лакомства, а более для того, чтобы по православному обычаю с благодарностью вкусить Божиего дара. Так что. не смотрите на других, а берите пример со своей бабушки.

Журнал "Славянка", июль-август 2008 г.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Эхомама
post 14 авг 2009, 14:16
Сообщение №10 (ссылка)

Что-то еще, товарищ Новосельцев?
администратор
» обо мне «
дневник
Сообщений: 70681
Регистрация: 10.10.01
Столица

дочь 1999
дочь 2001
сын 2006
С праздником! И с началом поста!
Сегодня освящали мед. У одного из наших прихожан - своя пасека, мы купили у него маленькую баночку. Очень вкусно - поесть освященного меда :)
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить

Ответить Опции темы Создать
1 посетителей читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
здесь находятся:
 

 
Анонсы статей
Рынку труда не хватает работников
Вакансий за год (март 2024 к марту 2023) на рынке труда стало больше на 44%. Количество резюме выросло на 11%. Конкурс на вакансию на четверть ниже, чем...
Почему собаки нюхают друг друга
Для собак запахи имеют огромное значение, свой превосходный нюх они используют в коммуникациях. С помощью запахов животные помечают территорию, узнают...
Как поститься? Полезно ли есть сухари?
Наступил Великий пост, и перед многими встал вопрос: чем бы перекусить? Можно ли позволить себе употреблять в пищу сухари?...
Как писать сочинение по русскому языку на ЕГЭ-2024
Приступая к работе над сочинением, в первую очередь следует подумать над текстом и найти в нем проблему. Как правило, на основе каждого текста в ЕГЭ по...
Реклама
Последние сообщения
Скин форума: Перейти на версию для мобильных
Сейчас: 28 апр 24, 03:55
Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей и других материалов, опубликованных на сайте. Помните, что в вопросах здоровья вас и ваших детей нельзя полагаться на советы, данные заочно по интернету!
Перепечатка и использование материалов сайта и сообщений из конференций РАЗРЕШЕНЫ только в интернете при наличии активной ссылки на MATERINSTVO.RU и с указанием имен авторов!
Использование фотографий ЗАПРЕЩЕНО без письменного разрешения их авторов!
Политика конфиденциальности и обработка персональных данных