САМОЕ СТРАШНОЕ – ЭТО РАЗРУШИТЬ СТЫД....
«Психическое здоровье человека и безумие современной цивилизации» - так была заявлена тема лекций Ирины Яковлевны Медведевой, прочитанных в Екатеринбурге по благословению Владыки Викентия. Встречу организовал Центр защиты материнства «Колыбель».
И.Я. Медведева – психолог, драматург, член Союза писателей, член политсовета Союза православных граждан. Накануне отъезда в Москву Ирина Яковлевна побывала в редакции «Православной газеты».
- Расскажите нам о вашем служении.
- По образованию я детский психолог. Работала в детской психиатрической клинике. Мне приходили письма с вопросами, адресованные газетам и журналам, на которые сотрудники этих газет и журналов не могли ответить. Эти вопросы были связаны с трудностями характеров, отношений. Я стала отвечать на них очерками, которые собрались в первую книжку. И вот с этой книжкой для подростков меня отправили на семинар молодых писателей.
Там я познакомилась с Татьяной Львовной Шишовой. Мы подружились и стали писать пьесы для кукольного театра . Они имели успех, нас стали приглашать на фестивали… Я была счастлива, что рассталась с работой, где, мне казалось, меня “затирало” начальство, т.к. мне не разрешали пробовать разные западные методы психотерапии. Сейчас я понимаю, что мои начальники были просто умными и ответственными людьми, которые не разрешали мне ставить эксперименты на детях. Но вскоре я стала очень скучать по своей работе, по детям. Татьяна Львовна прочитала мое состояние и сказала: “А что если нам попробовать применить наши знания и создать какой-то маленький центр, куда приходили бы дети со всякими сложностями характера, пороками поведения? Как им было бы легко, спрятавшись за ширму (а нервный ребенок всегда застенчивый), рассказать о своих горестях”. Так постепенно мы создали метод лечения детских неврозов с помощью кукольного театра, чем успешно занимаемся уже 14 лет. Но когда работаешь с детьми и так близко видишь, какое отрицательное влияние оказывает на нервную систему окружающая жизнь, то приходится очень далеко отходить от своей прямой профессии, чтобы понять, что же произошло с детьми. Почему таких детей – в пограничном состоянии психики – стало так много?
- А что, на Ваш взгляд, произошло, и в какое именно время ухудшилась ситуация?
- Сразу скажу, что мы перебрали разные варианты. Особенно было непонятно, почему дети, у которых нет стереотипов прежней жизни, так невротизируются? Казалось бы, они родились в новой жизни, у них нет старых моделей поведения, привычек, установок. Но их неврозы все связаны с социумом, с окружающей жизнью, а не с чем-то внутренним. Внутреннее – это просто утонченная психика, а где тонко, там и рвется.
Существенно ситуация ухудшилась в 1992-1994 годах. Это было очень заметно. Когда я работала в психиатрической клинике, от нас не скрывали истинных цифр. Тогда детей, страдающих неврозами, было от 4 до 6 %. Теперь их примерно 35-40%. Называют и более страшные цифры. Когда у нас столько детей с невротическими отклонениями, это угроза роду, то есть – народу. Вначале мы предположили, что у многих детей происходит невротизация оттого, что у них в семьях очень неблагополучно. Столько обнищавших людей, столько взрослых, которые невротизируют своих детей, индуцируя им отчаяние, недовольство, зависть к богатым, оплакивание старого времени. Каково же было наше удивление, когда быстро наплодившиеся «новые русские» стали приводить к нам своих детей гораздо чаще. И таких детей становилось все больше. Тогда нам пришлось задаться вопросом: в чем же дело здесь, где у детей не только есть все, а гораздо больше, чем нужно?
- Там нет отчаяния, нет зависти… А что же там?
- А там другое. Карл Густав Юнг открыл понятие “коллективное бессознательное”. Впрочем, мы и до всяких открытий Юнга употребляли словосочетание “память предков” или генетическая память. Это то, что в глубинах нашей памяти, психики, то что есть в каждом ребенке в большей или меньшей степени. На уровне сознания ребенок подчиняется авторитетам старших. А его бессознательное, в котором записаны фундаментальные установки русской культуры, дает сигналы. Я думаю, что невроз можно рассматривать как сшибку сознательного подчинения и бессознательного бунта. Взрослые тоже не понимают, отчего им так тошно жить. Жан Поль Сартр назвал это явление “Тошнота жизни”. Сегодня многим присуща тошнота жизни.
- Это можно назвать духовным голодом?
- Это нужно назвать духовным голодом. Свято место пусто не бывает. В советское время были лжеидеалы, но они были не чета идеалу рынка, идеалу сосисок и кетчупов. Русской культуре свойственна очень высокая ориентация – ориентация на духовное, на возвышенное. И когда в генетической памяти людей стали утверждать рынок как высшую ценность и объявили, что качество жизни – это хорошая мебель, хорошая квартира, машина, - “крыша”, конечно “поехала”. Почему у детей “новых русских” в первую очередь? Потому что там заявляли громче о ценностях богатства. О том, что бедные люди не достойны сострадания, что они сами во всем виноваты, ведь они – лентяи, дураки, пьяницы. Много придумали для них отвратительных названий. В том числе и “маргиналы”. Хотя настоящие маргиналы – люди на границе или за границей нашей культуры – это как раз так называемые “новые русские”, которые отрицают ценности русской культуры и делают это не без риска для психики собственных детей. Что еще попытались разрушить? Отношение к родине. Русская культура очень патриотична. В России как-то особо, кровно относятся к своей родине, к своей земле. У нас есть два слова, которые подтверждают близкое родство: это «родина-мать» и «отечество». Кроме того, ни одно государство не имело и не имеет до сих пор прилагательного «святое». «Туманный» Альбион, «веселая» Франция, «помидорная Болгария»… И только Россия святая. Но нельзя грабить страну, не возненавидев ее. Возгревая в себе ненависть, “новые русские” возгревали ее и в собственных детях. Когда дети стали слышать, что прошлое страны позорно, настоящее отвратительно, а будущего нет, был нанесен удар не только по нравственному воспитанию, но и по генетической памяти.
Еще я хочу сказать, что наша культура очень героическая. И когда детям стали говорить, что каждый сам за себя, стали развивать антигероизм (“дураки воюют, а умные сидят дома и умеют откосить от армии”), конечно же, “крыша поехала”. При такой-то культуре, высокой и с уклоном в героизм, что еще могло произойти? И самое страшное -–когда решили разрушить чувство стыда. Русская культура очень целомудренна, потому что она глубинно православная. Здесь Православие восприняли не формально, а всеми порами души. Оно не просто легло на подготовленную почву, а глубоко проникло в эту почву.
- В основе – чистота, целомудрие…
- Когда в деревне бываешь на свадьбе, слышишь свадебные песни, они напоминают погребальные плачи. Я задала себе вопрос: а почему? Потому что невинность оплакивают, хоронят чистоту. Это такая ценность, что ее оплакивают как покойника. И вот когда при всем этом детям стали говорить, что все не стыдно, - произошло убийство детских душ. Я хочу подчеркнуть как психолог: самое страшное - это разрушить стыд, потому что основное свойство, определяющее психическую норму, это чувство стыда в интимных вопросах. И именно это чувство старательно разрушается. Значит, детей и весь народ растлевают? Да, конечно. Но можно посмотреть и под другим углом зрения: это массовая инвалидизация психики. Показывая людям бесстыдство в интимной сфере как новый эталон поведения, всю страну превращают в тяжелых инвалидов. Говорят, что теперь новая жизнь и все по-другому. Да что в этом нового? Что нового в содоме? Содом был сметен Богом с лица земли, и на этом месте Мертвое море. Там нет жизни до сих пор, там не живет ни одна бактерия.
- Если сейчас это как-то не остановить, во что все это может вылиться?
- В пресекновение рода. У нас не будет страны. Такие расчеловеченные дети не смогут продолжить род. Ведь приучение к бесстыдству в интимной сфере влияет на всю психику, а следовательно на всю судьбу человека, на весь строй жизни. Это уже не совсем человек: существо, которое знает, что такое безопасный секс, никогда не узнает, что такое настоящая любовь. Во время моей поездки в Германию мне запомнился один юноша, который сказал: “Счастливые у вас молодые люди”. Я спросила: “Чем же они счастливы?” Он ответил: “Они могут узнать настоящую любовь”. “А почему же вы не можете?” – спросила я. “Потому что нас просвещали”. Я сделала вид, что не понимаю этой связи и задала еще один вопрос: “А почему же это так несовместимо?” Он даже обиделся: “Вы же психолог, неужели вы не понимаете? Или ты знаешь про эрогенные зоны или ты видишь в девушке неземное существо. Что-нибудь одно. А вместе это не бывает”. Это было в 1994 году. И вот такое “просвещение” пришло сюда. Теперь у наших молодых людей с детства крадут самую прекрасную тайну, которая предстоит в юном возрасте: тайну неземной романтической любви. Это отвратительная кража со взломом… Взрослый человек существует для того, чтобы не потворствовать злу, к которому тянется ребенок, а уж тем более не учить его злу. Можем ли мы жить спокойно при таком массовом растлении? Ведь мы предаем малых сих, - беззащитных людей, которых призваны защищать, сделать все для спасения души.
- Каков же выход из положения? Что нужно для того, чтобы у нас тоже Мертвое море не заплескалось?
- Я думаю, многое может сделать каждый на своем месте. Опыт показывает: если поднять шум, хотя бы небольшой, это дает очень хороший эффект. Но протест пока слаб. У нас в Москве открывают клубы гомосексуалистов иногда прямо рядом с древнейшими церквями. Люди вздыхают, а их убеждают, что надо быть толерантными.
- Были ли какие-нибудь акции протеста?
- Были, но ничем не кончились… Я думаю, что если бы не только кучка особо активных православных людей, а все москвичи или все православные люди вышли на улицу, гомосексуалисты, может быть, бы подумали…
Но люди очень растеряны. Все это вызывает состояние шока, которое выглядит как безволие. Но это состояние должно проходить, потому что если не будить людей, ждать когда они очнутся, можно потерять страну. Тогда будет незачем выходить на улицы. Я думаю, нужно следовать русской пословице: действуй как должно, а будет, как Бог даст. Что же касается молитвы – молиться надо всегда. И надо почаще вспоминать изречение, если я не ошибаюсь, Фомы Аквинского: “Молиться надо так, как будто все зависит только от Бога, а делать надо так, как будто все зависит только от тебя”
http://orthodox.etel.ru/2004/15/stid.shtml»
Дописано позжеСтыд как самопознание
"Veritas non erubescit nisi abscondi"
Истина не стыдится ничего, кроме сокрытия.
Лев XIII
Стыд свойственен всем людям, во всех культурах и религиях. Но Христианство утверждает, что стыд – это голос Бога в человеке. Главная тайна стыда: как личность приходит к оценке сознающегося в своей вине сознания. Психолог Томкинс предположил, что как только ребенок научается отличать лицо матери от других лиц (иногда около четвертого месяца жизни), он становится способным испытывать стыд.
Еще Дарвин считал, что стыд принадлежит к большой "группе стыда", в которую входят стыд, застенчивость, вина, ревность, зависть, жадность, мстительность, лживость, подозрительность, самонадеянность, тщеславие, амбиция, гордость, унижение.
ДЛЯ СТЫДА НУЖНЫ ДВОЕ
В Священном Писании стыд возникает как следствие грехопадения: "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание" (Быт. 3, 7). Между тем вплоть до момента грехопадения "были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Быт. 2, 25).
Что же означает это ощущение наготы, этот стыд наготы, сопровождающий грех? В нем выражается осознание того факта, что устремленный на меня взгляд принадлежит не любящему и любимому существу, к которому я питаю полное доверие, но чужому. В этом взгляде нет любви; чужой человек смотрит на меня лишь как на объект собственных желаний и вожделений. Своим взглядом он словно "объективирует" меня, превращает в некое безличное существо, лишая меня моей неповторимой, глубочайшей единственности. Ощущение наготы означает разрыв личного отношения, отрицание любви, потребность в самозащите от опасности, которую с этого момента воплощает в моих глазах другой человек. И я защищаюсь стыдом, я прикрываю свою наготу, чтобы сохранить собственную личность, чтобы укрыться от чужого взгляда и не превратиться в объект, служащий удовлетворению чужой эгоистической похоти.
Итак, нужно как минимум двое, чтобы стыд возник. Иными словами, стыд возникает только при наличии эмоционального контакта с другим человеком, чьи мнения и чувства значимы для индивида. Стыд – пограничность меня, он пролегает там, где я отделяю себя от Другого.
Стыд увеличивает проницаемость границ Я. Стыд-сторож оберегает целостность личности путем увеличения чувствительности человека к указаниям, что его Я слишком открыто и обнажено. Стыдясь, человек видит в других источник насмешки и презрения. Другой представляется могучим существом, здоровым и способным. Другой презирает стыдящегося человека, иногда покидает его.
ЧУЖОЙ ВЗГЛЯД
Стыд и застенчивость проистекают из ошибки познания, которая ведет к реакции на незнакомца как на знакомого человека (обознаться). Хотя на празднике, карнавале стыда быть не может, здесь под маской Чужих – все свои. Для ребенка встреча с незнакомцем (Чужим) всегда вызывает стыд. Стыд рождается от ощущения чужого взгляда, осознаваемого именно как Чужой. Стыд – всякое страдание, переживаемое на виду у других.
Наблюдения и исследования психологов подтверждают идею о тесной связи между зрительным контактом и интимностью. Симмел говорил о зрительном контакте как о наиболее совершенной форме человеческого взаимодействия. Хейдер и Томкинс утверждали, что зрительный контакт служит проводником для общения между людьми. Рубин показал, что влюбленная пара проводит больше времени, глядя в глаза друг другу, чем пара, не связанная отношением любви.
Столкновение лицом к лицу дарит либо радость, либо стыд. Итак, связь стыда со зрением – очевидна, отсюда и библейские описания духовного состояния: "помраченье очей", "очи отверзлись".
Значит, столкновение лицом к лицу дарит либо радость, либо стыд.
Антоний Великий: "Лицо твое да будет обращено вниз от стыдливости".
Стыд – изумление перед своим бессилием, это – наиболее рефлективная эмоция, такое состояние, когда различие между субъектом и объектом стыда потеряно, когда возрастающее самосознание, ясное понимание себя вызывают муки: Я смотрит на себя глазами Другого, воспринимаемого как Чужого.
Стыд – повышение чувств самосознания, самопонимания, самоконтроля. Самосознание – быть чуждым самому себе, смотреть на себя глазами Другого. А Я всегда вменяет себе предикаты как Другому и только в ситуации стыда вижу себя глазами Другого. Стыд напоминает нам высокое требование быть достойным своей человечности.
ПРОЯВЛЕНИЯ СТЫДА
Покраснение. Покраснение, очевидно, представляет собой прекращение нормальной тонической и контрактивной деятельности капилляров лица и наполнение их кровью. Усиление кровяного потока придает лицу характерный цвет. Дарвин считал, что аналогичная реакция капилляров наблюдается и в участке мозга, контролирующем покраснение, поэтому наступает "смущение ума", т. е. стыд. В какой-то степени можно сказать, что, стыдясь, человек "сходит с ума".
Причем покраснение является новым источником страдания, так только усиливает стыд из-за всегдашнего особого внимания к лицу, как мере нашей телесности. (Хотя иногда люди краснеют и в полном одиночестве).
В средневековье дамы густо белили лицо, чтобы было не видно краски стыда. Хотя в христианской культуре способность стыдиться была свойством скромного, воспитанного человека, а в духовном плане стыд понимался как огонь, попаляющий грехи.
Ощущение наготы. Нагота – символ детской невинности и чистоты после грехопадения становится знаком чувственности и греха. Преп. Ефрем Сирианин замечает: "Прикрывают не тело свое, но свою срамоту".
Адам мог устыдиться Евы после того, как та согрешила, но нет, он не ведает еще стыда.
Одежда: на иконах праведников славе – в одеждах, грешники – в наготе безобразной. У психолога Томкинза есть просто поэтические строки о стыде: "Хотя ужас обращается к жизни, а смерть и страдание окутывают мир покрывалом слез, стыд наносит самые глубокие раны сердцу. Хотя страх и страдание причиняют боль, они наносят удары, смягчаемые влиянием Эго; но стыд переживается как внутреннее мучение, болезнь души. Безразлично, были ли причиной унижения и стыда чьи-то обидные насмешки или человек высмеял сам себя. В обоих случаях он чувствует себя будто нагим, потерпевшим поражение, отвергнутым, потерявшим достоинство" (Томкинз, 1963, р. 185). Стыд – фундаментальный мотив, заставляющий людей искать уединение для сексуальных отношений. Эмоция стыда используется как средство контроля над сексуальной конкуренцией и сексуальной агрессией. Один из путей, которыми стыд достигает этой цели, – его влияние на обычаи людей одеваться (сокрытие половых органов). Вспомним сказания из Древнего Патерика: "Однажды Ефрем шел, а блудница, по чьему-то внушению, стала подходить к нему, чтобы обольстить его или, по крайней мере, привести его в гнев, ибо еще никто никогда не видал его гневающимся. Ефрем говорит ей: "Иди за мной!" Приблизившись к одному месту, где толпилось множество народу, авва Ефрем сказал ей: "Здесь делай, как ты хотела". Блудница же отвечает ему: "Как можно нам это делать в присутствии такого множества людей? Не стыдно ли будет?" Он говорит ей: "Если мы стыдимся людей, то тем более должны стыдиться Бога, Который обличает и тайная тьмы" (1 Кор. 4, 5). Блудница со стыдом отошла, ничего не сделав".
Помутнение ума. (Заикание, неуклюжесть, страшное гримасничанье). Стыдящийся осознает только себя или только те черты, которые кажутся ему сейчас неадекватными, неприличными. Как будто что-то, что он глубоко скрывал от посторонних глаз, неожиданно оказалось выставленным на всеобщее обозрение. В то же время чувствуется общая несостоятельность, некомпетентность. Люди забывают слова, делают неверные движения, теряют присутствие духа. Стыд повергает человека в такое состояние, которое характеризуется обострением самосознания и специфическими чертами восприятия себя. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко – ощущением неудачи, поражения. В какой-то степени можно сказать, что человек сходит с ума. Если иметь в виду внешнюю нелепость стыдящегося человека и физиологическое уменьшение плотности нейронной активности, то можно ли говорить, что стыд – это временное- сумасшествие, безумие?
С одной стороны, переживание стыда препятствует логическому мышлению, поэтому переживание стыда часто не сопровождается сколько-нибудь значительным когнитивным содержанием. Однако, как мы увидим далее, рефлексия стыда может вызывать множество мыслей и давать работу воображению.
Быть меньше. Стыд вызывает большее, чем другие эмоции, осознание собственного тела. Стыд сопровождается стремлением сжаться и сделаться как можно меньше, спрятаться и изолироваться.
(Это ярко продемонстрировано в эксперименте с молодой женщиной, которая участвовала в съемке фильма по гипнотическому вызыванию эмоций. Когда был внушен стыд, она отвела глаза, наклонила голову, а потом сжалась на стуле, притянув колени к груди. В постгипнотическом отчете она сказала, что чувствовала себя как маленький кролик, сжимающийся в комочек для того, чтобы его не было видно).
"Быть меньше" – ограничение телесности, человек кажется себе маленьким. Стыдясь, человек чувствует себя объектом презрения и насмешки (он осмеян, унижен). Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение. Стыд вызывает большее, чем другие эмоции, осознание собственного тела.
БЫТЬ ЧУЖДЫМ САМОМУ СЕБЕ
Стыд связан с целостностью образа Я. Эта эмоция, так тесно вплетающаяся в ядро личности сопряжена с эмоцией страха, и имеет, несомненно защитную, охранительную реакцию. У Платона в диалоге "Евтифрон" Сократ слова поэта "там, где страх, там и стыд" уточняет "там, где стыд, там и страх". Значит, стыд – элементарная форма нравственного состояния, проявляющаяся как порицание своих безнравственных действий. Но вспомним главную тайну стыда: как личность приходит к оценке сознающегося в своей вине сознания?
Грехопадение породило раскол душевного чувства и ума. Человек становится до извествной степени чуждым самому себе. Как раз стыд демонстрирует отношение человека к собственному природному началу (удовлетворению своих природных потребностей).
До грехопадения все человеческое тело являло собою личную неповторимость; в нем выражался динамический призыв к жизненному единению, к самоотдаче в любви. Ощущение и стыд наготы, напротив, возникают в тот момент, когда жизнь перестает стремиться к самоосуществлению в любви и целью ее делается индивидуальная самодостаточность – удовлетворение потребностей и вожделение индивида. Вот почему после грехопадения лишь истинный эрос вновь превращает наготу в выражение доверия и высшей самоотдачи, избавляя ее от бремени стыда.
Ощущение наготы и стыд наготы – наиболее ясное свидетельство того искажения, которое претерпела человеческая природа в результате грехопадения. Образ Божий, запечатленный в человеке, оказался униженным и извращенным (однако не был разрушен совсем). Этот образ выражается в личностном, троичном образе бытия, в личностной любви, которая только одна и может воссоединить жизнь, волю и энергию естества. Если же любовь личности подчиняется (хотя бы частично) индивидуалистической потребности автономного природного существования, то она превращается в инстинкт, неразумное влечение, слепую страсть. В результате природа дробится на множество индивидов, каждый из которых живет лишь для себя – индивидов, вероломных по отношению друг к другу и оспаривающих друг у друга право на жизнь".
Значит, каждый раз стыд дарит нам переживание личной неповторимости, экзистенциальной исключительности, отдельности, и, следовательно – одиночества. Стыд – экзистенциальная исключительность, чуждость самому себе (и другому). Культура – преодоление этой чуждости. Самопознание – вот главный вектор стыда.
САМОПОЗНАНИЕ
Итак, стыд иррациональная, примитивная, почти не выражаемая в словах реакция. Когнитивный компонент в стыде, как сказано выше, незначителен. Однако рефлексия стыда может вызывать множество мыслей и давать работу воображению.
Как на нейронном, так и на психологическом уровнях, стыд более тесно, чем другие отрицательные эмоции, связан с положительными эмоциями. Большая часть жизни нормального человека проводятся в исследовании, сопровождаемом интересом и радостью. Именно интерес исследования мира и возвращает нас к нашей собственной границе, которая и сказывается стыдом, то есть перенесением интереса на себя. Активация стыда всегда сопровождается возрастанием внимания к себе. При стыде все сознание человека заполняется им самим.
Стыд привлекает внимание к Я или некоторым аспектам Я, размышление по поводу переживания стыда ведет к самопознанию. Рефлексия стыда как раз и преодолевает раскол между душевным чувством и умом, находит границы личности, о-пределяет ее. Исследовательская радость человека всегда обращается стыдом – соразмерностью Я и Другого. В стыде исследование жизни направлено на себя, направлено со всей сердечной и умственной мощью. В стыде человек становится перед мерой своей человечности, которая им непостижима. Эта мера – образ Бога, который присутствует во всяком из нас. И человек с помощью стыда вглядывается в эту бездну в себе, заполнить которую может только Бог. Истинное самопознание возможно только в ситуации воссоединения с Богом. Ни философия, ни богословие не могут заменить реальной встречи человека с Богом, в которой и открывается мера глубины человека – его со-образность Богу.
СТЫД КАК СОЦИАЛИЗАЦИЯ
На первый взгляд, стыд имеет для индивида только отрицательные последствия, но стыд делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих и, таким образом" действует как сила, сближающая людей. Стыд увеличивает чувствительность индивидуума к мнениям и чувствам Другого, и таким образом способствует социальной конформности и социальной ответственности.
Стыд – дружественная связь, чтобы людям жить сообща, и поэтому – украшение человека.
Наиболее подверженное стыду Я – это Я без знаний и умений. Во избежание стыда от своей никчемности индивид начинает развивать свои способности. Платон в диалоге "Протагор" влагает в уста философа рассказ о том, как смертные обрели стыд: "Люди, как только собирались вместе, как сейчас же начинали обижать друг друга, потому что не было у них уменья жить сообща; и снова приходилось им расселяться и гибнуть. Тогда Зевс, испугавшись, как бы не погиб весь наш род, посылает Гермеса ввести среди людей стыд и правду, чтобы они служили украшением городов и дружественной связью.
Вот и спрашивает Гермес Зевса, каким же образом дать людям правду и стыд. "Так ли их распределить, как распределены искусства? А распределены они вот как: одного, владеющего искусством врачевания, хватает на многих не сведущих в нем; то же и со всеми прочими мастерами. Значит, правду и стыд мне таким же образом установить среди людей или же уделить их всем?"
"Всем,- сказал Зевс,- пусть все будут к ним причастны; не бывать государствам, если только немногие будут этим владеть, как владеют обычно искусствами. И закон положи от меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным стыду и правде, убивать как язву общества".
ГРАНИЦЫ СТЫДА
Если же стыд – это такой драгоценный подарок человеку, который ведет к самопознанию и адаптированности в обществе, то отчего же современная культура гонит стыд, как глупый пережиток прошлого?
Отчего стыдливости, противопоставляется нигилизм – отрицание самого факта переживания стыда. Вспомним нигилизм Адама в ответе на вопрос Бога: "Не ел ли ты?…" Радикальная защита от стыда, считает современная психология, это – аффектное расстройство или депрессия. Впадать в депрессию, считай, грех уныния, считается модно. Модно стало жаловаться на жизнь, окружающих.
Более того, современные психологические концепции, предлагают главным лекарством от стыда – презрение окружающих как самоутверждение.
Женщины более склонны ко стыду, чем мужчины. Для православных христианских культур (Греция, Сербия, Россия) стыд – наиболее хорошо понимаемая эмоция, для восточных (Япония, Китай) – менее понятная из всех эмоций, так как общества в этих культурах строятся на кланово-иерахической основе, и более всего они опасаются выражения презрения со стороны окружающих людей. Для японцев вызвать презрение равносильно попаданию в условия или ситуации, вызывающие стыд. Во времена самураев презрительный взгляд был невыносимым стимулом. Когда на самурая смотрели с презрением, он имел только два выбора: убить человека, выразившего ему презрение, или убить себя.
Презрение деперсонализирует, создает социальную дистанцию и ослабляет межличностные отношения. Фальшивое презрение только увеличивает ощущение неправоты, поражения и изолированности. Печально, что одним из наиболее распространенных способов избегания стыда и развития высокого порога стыда является этот бесперспективный способ. Воображаемый триумф иногда заканчивается поражением и стыдом того, кто стыдил.
Где же границы стыда, если он сам демонстрирует границы личности в обществе? Стыд – результат поражения ложной надежды (поверить сатанинскому "вкусите и будете как бы боги"), крушение высоких притязаний. Эсхатологический аспект стыда – суд: открытие несосотоятельности ложной надежды. Если грех – экзистенциальная неудача, то стыд – осознание этой неудачи. Стыдясь, ты из-умляешься, что ты не можешь справиться со случившимся. Твоя гордыня посрамлена.
Мудрый исповедует бедность и беспечность, и искренне стыдится нарушить волю Божью. Для него – стыд есть отметина греха и лучший показатель, в чем именно нужно каяться пред Богом. Он не "вообще" грешен, а грешен в том, на чем отметина стыда. Стыд для него – действительно огонь, попаляющий все прегрешения. Стыд обращает мудрого к самопознанию, к глубинам образа Божия в себе, к самосозерцанию, к встрече с Богом. Неискренность – вот где пролегает граница ложного стыда. Антоний Великий говорит: "Не прикрывай греха ложью от стыда".
Амбиции (ложные надежды) агрессивно расширяют топос моего Я и порождают стыд ложный – не быть искренним, открытым; отсюда – скрытность, самооправдание. Для Сократа в диалоге Платона "Горгий", стыдливость сверх меры означает недостаток прямоты, в отсутствии говорит прямо, искренне ничего не стыдясь.
Интернет-журнал "Русская неделя"
http://www.rusk.ru/st.php?idar=22546