Детская пока пуста Детская 0-1 Детская 1-3 Детская 3-7 Детская 7++ Спальня Гостиная Кухня Библиотека
Объявления
ВНЕ ПОЛИТИКИ. Любые политические провокации, демонстрации и намеки запрещены
Уважаемые новые пользователи!
Для активации профиля пишите администраторам или в доступный вам форум. Активация через почту временно приостановлена

Привет, Гость ( Вход | Регистрация )

Ответить Создать Опрос

Каскадный · [ Стандарт ] · Линейный+

› Подготовка ко св.причащению, Круглый стол при Даниловом монастыре

Танюшик
post 8 мая 2007, 09:13
Сообщение №1 (ссылка)

Христос Воскресе!
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 3875
Регистрация: 27.06.04
милый сердцу дом

sineokayadali
Круглый стол "Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса"
Полностью - см. http://www.cdrm.ru/project/27-12-06/
27.12.06
Игумен Петр (Мещеринов),
руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи

ЦИТАТА
Сегодня у нас получился даже не Круглый стол, а самое настоящее пастырское совещание, что не может не радовать. Тема, которую мы сегодня будем обсуждать, очень важна. Вызвана она не какими-то умозрительными теоретическими соображениями, а самой что ни на есть практикой. Я озвучу несколько ситуаций, безусловно знакомых каждому из вас.

1). Человек хочет причащаться часто, скажем, раз в неделю. Очень скоро он обнаруживает, что препятствием к этому становится общее на сегодня для всех правило: три дня поста, чтение канонов и проч. Разумеется, все эти вопросы должны решаться с духовником; но дело всё в том, что многие духовники, боясь "погрешить против Церкви", боясь "своеволия", не решаются послабить подготовку часто причащающимся мирянам, по той причине, что на этот счёт нет общецерковного авторитетного мнения, а укоренившаяся традиция есть. Также многие священники считают, что от частого причащения "теряется благоговение". Но, исходя из этой логики, и молиться тогда нужно как можно реже, и храм посещать редко...

2). Человек живёт в напряжённом режиме частой предпричастной подготовки год, другой, третий - и, наконец, чрезвычайно устаёт от правил, что переходит и на отношение к самой Евхаристии; не только пропадает желание причащаться часто, но и вся духовная и церковная жизнь человека становится теплохладной. Особенно это заметно после 10 - 15 лет церковной жизни.

3). Многие православные христиане-студенты рады бы часто причащаться, и чувствуют в этом нужду и потребность, но не причащаются из-за полной невозможности соблюсти всё, "что требуется", отчего их христианская ревность угасает, а растленные обычаи мира сего постепенно берут над ними верх.

4). Люди в путешествии, а то и в паломничестве. Митр. Антоний Сурожский рассказывал, что в одном российском монастыре в воскресный день настоятель не причастил группу приехавших детей (которых учительница готовила, как могла, ко встрече со Христом) на том основании, что они не постились три дня. Святейший Патриарх на прошлом Епархиальном собрании с болью и возмущением говорил о случае, когда на Рождество женщину не допустили к Причастию, потому что на Новый год она, на семейном празднике, за постным столом, выпила бокал вина. Я знаю случай, когда девушка, студентка, готовилась к причастию, но в субботу, идя из института, по забывчивости съела мороженое, которым её угостили подруги; её не причастили на следующий день. И это, к сожалению, вовсе не исключения, а скорее правило в нашей, особенно не-московской, приходской жизни.

5). Наконец, отмечу вопрос причащения на Светлой седмице и на Святках. На страницах Церковного Вестника, когда летом обсуждался этот вопрос, один архиепископ сказал, что на Пасху православные не причащаются, а разговляются, и что желание причаститься на Пасху есть признак отсутствия смирения. Другой архиепископ говорил, что на Светлой седмице хорошо причащаться, но всё равно нужно три дня поститься. Многие пастыри считают, что Пасха - время веселия, и поэтому причащаться надо Постом... и так далее.

Мы попросим вас проанализировать эти ситуации.

Помимо этого, хотелось бы обсудить вытекающие из всего этого проблемы более общего порядка, из которых я назову три.

1). Проблема соотношения евангельской нравственности и внешней аскетики. Вот пример. Приходит человек на исповедь перед Причастием, и перечисляет батюшке грехи: не туда посмотрел, не то съел, с мамой ссорюсь, ругаюсь с близкими, телевизор много смотрю, и проч. Батюшка устало кивает головой на каждый произносимый грех и повторяет автоматически: Господь простит. Перечисление закончено. Тут батюшка оживляется и начинает придирчиво расспрашивать исповедника, как он готовился к Причастию: вычитал ли три канона и последование ко Причащению, постился ли три дня, с рыбой или без, и плохо, что с рыбой, надо было без рыбы, а лучше и без масла; ходил ли эти дни в храм, был ли накануне на богослужении, и почему ушёл после помазания, нехорошо, это леность, нужно понуждать себя; не ел ли ничего с утра, etc., etc... Но не спрашивает батюшка с тою же придирчивостью - а что стоит за словами исповедника "ссорюсь с мамой, ругаюсь с близкими". Случайна ли ссора, постоянна ли ругань, чем вызваны конфликты, предпринимались ли усилия быть мирным со всеми, и какие именно усилия - ничего этого не обсуждается. Отходит человек от исповеди - чему он научился? Что вычитать каноны для духовной жизни гораздо важнее, чем жить нравственно. Так у нас воспитываются люди в Церкви - я думаю, описанная ситуация многим знакома. Это не значит, конечно, что мы, пастыри, не заботимся о нравственности приходящих к нам людей; речь идёт о том, на что обращается главное внимание в вопросе подготовки к Причастию. Моё глубокое убеждение, основанное на опыте - что все кризисы 10-летнего пребывания в Церкви, усталость, разочарование, порой и отход от Церкви происходят от того, что человека приучили более важным считать соблюдение правил, долженствований и запретов, нежели нравственную евангельскую жизнь.

2). Клерикализм. Мы не постимся перед причастием; от мирян же (речь идёт не о "захожанах", а о воцерковлённых людях) требуем поста и усиленного молитвенного правила. На каком, спрашивается, основании мы так поступаем? Я вспоминаю в этой связи слова преп. Антония Великого: "величайшее из всех безобразий есть - требовать от других того, чего не делаешь сам" (см. Добротолюбие, т.1). Мне здесь видится большая опасность - существование в едином Теле Христовой Церкви "двойных стандартов", разделение на "начальников", которым присущи некие привилегии, и безропотных "подчинённых". Не получается ли, что мы связываем бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагаем на плечи людям, а сами не хотим и перстом двинуть их (Мф. 23, 4)? Конечно, не идёт речи о какой-то "демократии" или фамильярном панибратстве в отношениях младших и старших в Церкви; но очевидно, что пастырство страдает от клерикализма. Ещё одна проблема этого же рода: если исповедь сейчас срослась с благословением на причастие, то какова степень распоряжения священника причащением или непричащением исповедующегося у него мирянина? На мой взгляд, священник обязан не допускать до причастия только в случае нравственного препятствия, тяжёлых грехов; но не дисциплинарных недостаточностей. Очень важно обсудить этот вопрос.

3). И наконец, что происходит в итоге указанных факторов - клерикализма и превалирования внешней дисциплины над евангельской нравственностью? Каков плод такого церковного воспитания? По моему мнению, этот плод - неверное восприятие людьми Евхаристии и всей церковной жизни.

Евхаристия есть, во-первых, дар, величайший дар Бога человекам. Его нельзя купить, нельзя "заслужить", его нельзя быть - в "ценовом" смысле - "достойным" но 100 %. Во-вторых, Господь говорит о причащении Своего Тела и Крови как о вкушении и питии (Ин., гл. 6), то есть - вещах предельно естественных. Еда и питьё человеку (если он здоров, разумеется) никогда не надоедают; они абсолютно естественны для человека и по природе необходимы ему. В этот же ряд Господь поставил и Евхаристию. Для того чтобы быть готовым к обеду, нужно, прежде всего, проголодаться; ну и соблюсти какой-то, опять же совершенно естественный, ряд простых действий: вымыть руки, надеть рубашку, садясь за стол, вести себя за столом сообразно с правилами этикета и проч. Трудно себе представить, чтобы родные покупали у главы семьи билет на обед... В результате же нашей подготовки к причащению, которая по сути - именно "покупка билета", у большинства православных складывается совсем другое, не евангельское, представление о Евхаристии. Причастие Христу становится тем, что нужно "заслужить" внешними подвигами, особой подготовкой; и воспринимается оно как выходящая из ряда повседневного существования некая награда, поощрение, результат каких-то наших, почти "спортивных", достижений, как нечто в ряду аскетического и дисциплинарного, - но не как сама жизнь, к которой мы призваны. От этого искажается взгляд на Церковь; люди осмысливают её не как евхаристическое реальное присутствие Неба на земле, но как-нибудь по-другому, в соответствии со своими, вполне земными, вкусами и пристрастиями: как традиционно-державную, дисциплинарную, национальную и проч.

В завершение моего выступления хочется подчеркнуть, что (как мне уже не раз доводилось говорить и писать) решать проблемы и миссии, и катехизации, и взаимодействия Церкви с "внешними" можно успешно только лишь тогда, когда у нас внутри Церкви "всё в порядке", когда церковная жизнь соответствует тому, чем она должна быть. К сожалению, этого нет; а вопрос "номер один", с которого начинается исправление и оздоровление внутрицерковной жизни - и есть те евхаристические проблемы, которые предложены сегодня для вашего обсуждения.


Отредактировано: Танюшик в 8 мая 2007, 09:15
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Танюшик
post 8 мая 2007, 09:25
Сообщение №2 (ссылка)

Христос Воскресе!
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 3875
Регистрация: 27.06.04
милый сердцу дом

sineokayadali
Выступление протоиерея Дмитрия Смирнова, председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными организациями Московского Патриархата, настоятеля храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской

ЦИТАТА
Во-первых, я просто счастлив, что эта тема обсуждается. И что вообще есть желание обсуждать такие актуальные темы здесь, за Круглым столом в Даниловом монастыре.

Хочу рассказать о двух эпизодах.

Первый - в Лавре я наблюдал такую сцену. Мама чуть не плачущим голосом просит иеромонаха причастить мальчика. Иеромонах ей говорит: "Так он же не исповедовался." Она:"Сыну семь лет только сегодня исполнилось". Он: "Нет, без исповеди нельзя." Как жаль, что она не сообразила сказать, что он родился вечером!.. Я это сам видел на солее Успенского собора.

Второй эпизод. В одном монастыре на Афоне, очень хорошем, я узнал, что монахи причащаются в субботу. Почему? потому что в пятницу пост. А в воскресенье уже не причащаются.

Мне кажется, что в памятку ко причастию необходимо внести такую главу, как "лекарства". Потому что очень много священников считают лекарство едой. Нитроглицерин, лекарства при диабете - всё это еда, т.е. падай в кому, но в рот не бери. Поэтому надо где-то обозначить, что лекарства не есть еда. Как и запивание лекарства молоком - это не нарушение поста.

Далее... Каноны Православной Церкви предписывают причастие в Светлую Седмицу.

Я когда-то предлагал такую схему. Кто причащается раз в году - тот должен поститься весь пост. Т.е. месяц поститься и где-то в конце поста причащаться. Кто причащается раз в пост - тому постится неделю. Кто причащается раз в месяц - тому три дня. Кто причащается раз в неделю - то среда и пятница и в субботу всё-таки без мяса.

Необходимо сказать об Евхаристии, как о стимуле, в первоначальном значении этого слова - в пастырском окормлении. Если христианин привык причащаться, то отлучение его временное пастырем является инструментом его пастырского окормления. И окормлять и воспитывать таким образом можно только постоянно причащающегося человека. Например, я однажды отлучил одну женщину на целый год, т.к. она занималась разрушением семьи своей дочки. Благодаря тому, что она часто причащалась, поэтому для неё это было серьёзно, хотя и не помогло в итоге.

Потом... Исповедь у другого духовника. Конечно, это возможно и никаких препятствий мы не ставим. Но!.. очень часто человек отправляющийся в паломничество в какой-то монастырь приезжает в квадратными глазами, с какими-то епитимьями. И я некоторым запрещаю исповедоваться в других монастырях. Потому что человек возвращается полностью с разрушенной духовной жизнью, с полностью мозгами "набекрень". У нас же старцев в стране, которые пять лет назад рукоположены, но они с бородами, у них саны, кресты - все дела. И потом некоторые после них уходят из общины, становятся "иннэнщиками", ещё кем-то... Поэтому некоторой категории граждан наших и прихожанам нельзя исповедоваться в других местах. Потому что некоторые духовники, даже ничего не узнав о человеке, в капусту рубят его душу.

Благословение на причастие... Наша многолетняя практика состоит в том, что мы перед Рождеством и перед Пасхой говорим всем заранее, что нужно исповедоваться в течение недели-полутора, и потом, если никого не убил, можно причащаться без исповеди.

Очень удобная форма для тех, кто любит исповедоваться подробно - письменная форма, которая практиковалась у нас ещё в начале 20-го века.

Я почувствовал очень большую разницу между приходами большими и очень большими.

Какой-то процент людей - я его оцениваю в 15 - пришедших в воскресенье - это люди, пришедшие в первый раз. Как-то их отделить в отдельный придел или поднять на второй этаж двухэтажного храма пока не представляется возможным. Не можем мы так организовать их, тем более все они приходят в разное время. Тем не менее, надо постараться этому человеку, вновь пришедшему, дать максимум. И даже если он пришел поздно, если он никогда не постился и не знал что это такое, если он действительно пришел с раскаяньем, а таких много, по-своему подготовившихся к исповеди - я считаю, что такого человека причастить не только можно, но и нужно. Но снабдив его сведениями о том, как надо готовиться. Я всегда спрашиваю: "Есть ли у тебя молитвослов? читал ли ты Евангелие? есть ли оно у тебя?" Даём ему правило читать Евангелие с этого дня каждый день, рассказываем о посте и говорим, как надо впредь готовится. Но в тот раз причащаем всё равно. Как дитя.

Если у человека нет смертных грехов... А самый распространённый грех - это так называемый "гражданский брак" или "у меня есть любимый человек". Я ему говорю, что любить друг друга - это очень хорошо, но ваши отношения - это не просто любовь, это уже больше супружеские отношения, поэтому решайте с любимым человеком этот вопрос, будете ли вы созидать семью и если будете - давайте это делать скорее, а я готов повенчать бесплатно. Если же он любит, но не настолько, я ему говорю, что в церковь, по идее, в таком случае дальше притвора входить нельзя, потому что это противоречит заповедям Божьим.

И вот если так поговоришь по-доброму, объяснишь, очень многие потом женятся...


Отредактировано: Танюшик в 8 мая 2007, 09:26
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
хмельной заяц
post 8 мая 2007, 09:28
Сообщение №3 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 10789
Регистрация: 21.10.03
ЦИТАТА
Первый - в Лавре я наблюдал такую сцену. Мама чуть не плачущим голосом просит иеромонаха причастить мальчика. Иеромонах ей говорит: "Так он же не исповедовался." Она:"Сыну семь лет только сегодня исполнилось". Он: "Нет, без исповеди нельзя." Как жаль, что она не сообразила сказать, что он родился вечером!.. Я это сам видел на солее Успенского собора.

Да-а, вот это да... Это получается, что старший мой должен исповедоваться в обязательном порядке?
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Танюшик
post 8 мая 2007, 09:40
Сообщение №4 (ссылка)

Христос Воскресе!
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 3875
Регистрация: 27.06.04
милый сердцу дом

sineokayadali
rikkuri, Зоя, практика такова всегда была, что с семи лет ребёнок должен исповедоваться. Замечательный пастырь, митр.Антоний Сурожский писал о том, что нельзя привязываться строго к какой-то планке, то есть плюс-минус. Одним детям есть что сказать на исповеди детской и в шесть лет. А другое в каком-то невинном ангельском чине и старше семи пребывают. Тут вопрос в каком-то индивидуальном подходе. Вообще - это семилетний рубеж.

Отредактировано: Танюшик в 8 мая 2007, 09:41
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Танюшик
post 8 мая 2007, 09:51
Сообщение №5 (ссылка)

Христос Воскресе!
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 3875
Регистрация: 27.06.04
милый сердцу дом

sineokayadali
Выступление протоиерея Владимира Воробьева, ректора Свято-Тихоновского университета, настоятеля храма свт. Николая в Кузнецкой слободе

ЦИТАТА
Дорогие отцы, братья и сестры, я думаю, что поднятый вопрос является одним из основных для нашей церковной жизни. Потому что она устраивается не только авторитетными постановлениями или решением важных церковно-политических вопросов, но и духовной жизнью мирян, которая немыслима без евхаристической жизни.

Евхаристическая жизнь Церкви в церковной традиции всегда связывается с понятием церковной, евхаристической, общины. Есть, конечно, другая форма - приход, если приход не является общиной. Она появляется в истории церкви с охлаждением евхаристической жизни. Поэтому нашей целью, мне кажется, должно быть возрождение евхаристической общины. О проблемах прихода и церковной общины много говорилось на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917 года.

Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава, предстоятель, духовный руководитель, у нас он называется духовником, который должен близко знать все проблемы духовной жизни членов общины. Если удается такую общину создать, то для нее часто не годятся те подходы и нормы, которые сложились в истории для совершенно другой жизни. Например, правило, которое мы сегодня обсуждаем: о долгом говении, о вычитывании длинных предварительных последований к причащению, обязательной подробной исповеди перед причастием и т.д. - это все возникло в позднее время, когда евхаристическая община в основном ушла из церковной жизни и Церковь как всегда ориентировалась на существующую реальность, на значительное охлаждение к евхаристии. Тогда надо было принять какие-то "охранительные" меры, для того чтобы не получалось так, что Святые Тайны - Тело и Кровь Христовы остались бы без внимания и отдавались людям не готовым, не живущим настоящей церковной жизнью.

В России это связано еще с тем, что она слишком велика. Этот фактор никогда нельзя забывать, ведь все восточные традиции сложилась в маленьких странах. Например, сейчас в Греции живет 9,5 млн человек, у них более 1000 монастырей, огромное количество приходов, 70 епископов - это нормальная жизнь православной церкви на Востоке. А у нас, как вы знаете, до сих пор, скажем, один епископ на всю Якутию, на Архангельскую епархию и т. д. Это с точки зрения традиций древнего православия абсолютная бессмыслица. Это обусловливает отрыв епископа от церковного народа. Недаром до революции епископы не могли объехать свою епархию, и большинство русских людей епископа вообще никогда не видели.

Вот эту русскую реальность мы забываем, когда говорим о наших традициях. Наши традиции в значительной степени были вызваны этими совершенно новыми для Византийской Церкви обстоятельствами. Ведь даже чин венчания вошел в народную жизнь в России очень поздно. Венчание очень долго оставалось привилегией высшего общества, потому что не хватало священников, которые могли бы венчать всех желающих вступить в брак. Если вникнуть в церковную историю, найдется много таких важных подробностей - они объяснят нам возникновение сегодняшней, доставшейся нам по наследству, практики.

Но сейчас все очень резко изменилось. И не нужно ставить возрождение евхаристической жизни в связь только с проповедями святого праведного Иоанна Кронштадтского. Нужно рассматривать все в комплексе: ХХ век, патриарх Тихон, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917 года, страшное гонение, когда все смешалось в Русской церкви. Все основы были потрясены. И сейчас нужен собор, который привел бы в порядок нашу жизнь в соответствии с потребностями дня. К сожалению, такого Собора у нас пока не может быть еще и потому, что мы все не готовы к нему. Как следствие - каждому духовнику нужно самому выстрадать решение, искать свой ответ, основываясь на духовных авторитетах, привлекая собственный опыт. Поэтому плюрализм неизбежен. Нужно допустить этот плюрализм, не должно быть в этой области строгих запретов ("только так и больше никак").

Сейчас время поиска, время, когда наша Церковь ищет решение, поэтому обязательно должна существовать какая-то свобода. И недопустимо, чтобы все, кто решает эти вопросы несколько иначе, оказывались под подозрением. Это только помешает принять здравое решение.

Практика нашего прихода храма свт. Николая в Кузнецах в основном восходит по преемству к протоиерею Всеволоду Шпиллеру, долгое время бывшему настоятелем нашего храма. В 1950-м году отец Всеволод вернулся в Россию из Болгарии - он был хорошо знаком с практикой Восточной и Западной Церкви. Поэтому мог широко посмотреть на то, что происходит в России. Он старался вернуть евхаристическую жизнь в приход, возродить евхаристическое общение. В те времена это было почти невозможно. Но все-таки он, будучи очень традиционным священником, научил нас смотреть на эти вопросы шире, чем принято в "школьных учебниках".

Сегодня наша община живет такой жизнью: мы знаем, что церковному человеку естественно часто причащаться. В древних Апостольских правилах говориться, что если человек не причащается более трех недель без особой причины, он считается отпавшим от Церкви. Мы, конечно, никого не отлучаем. Но говорим, что если человек хочет быть членом Церкви, то конечно, он будет часто причащаться. Потому что причастие соединяет нас со Христом! Потому что это самое великое таинство Церкви. И если человек остается равнодушным к нему, "теплохладным", то вопрос о его церковности встает очень остро. Если человек живет церковной жизнью: соблюдает евангельские заповеди, если в его сердце утверждена христианская нравственность, если он соблюдает посты и постные дни, праздники, если молится Богу, стремится постоянно открывать душу духовнику, то мы не видим препятствий, чтобы часто допускать его к Святой Чаше. В нашем приходе многие причащаются раз в две недели, раз в десять дней. На великие праздники мы считаем, что обязательно нужно причащаться. Какой же праздник без причастия Святых Христовых Таин!

Я помню, когда я начинал служить, слышал много разных мнений от священников. Мне говорили, что Пасха для радости, а для Причастия - пост. А когда я спросил у батюшки: "Зачем же вы причащаетесь на Пасху? Радуйтесь!" Он на это ответил, что "мы священники". Соответственно считалось, что ни в коем случае в Пасхальную седмицу нельзя причащаться: "Все же разговелись!". Но батюшка вчера на моих глазах поросеночка кушал, ему-то можно? И снова: "Но мы же священники!". Мне казалось это очень странным. Поэтому в нашей общине практикуется облегченный способ подготовки к святому причастию. Для тех, кто живет глубокой христианской жизнью, молится Богу, регулярно ходит в храм, соблюдает постные дни и годичные посты, для того, чтобы причащаться в воскресенье нужно поститься в среду и пятницу, а в субботу не вкушать мясо, нужно прочитать последование ко святому причащению. Чтения всех канонов мы не требуем.

В нашей общине очень давно принято, что семья должна жить естественной жизнью: в семье должно быть столько детей, сколько Бог даст. Никаких мер по ограничению рождаемости мы не благословляем. У нас в приходе очень много многодетных семей: в воскресные дни причащаются порядка 400 детей; у нас много семей, где по семь-восемь детей; есть семьи, где девять детей, даже двенадцать. Родители в таких семьях живут подвижнической жизнью. Требовать, чтобы многодетная мама, всю жизнь отдающая своему подвигу, вычитывала все каноны и акафисты, а если нет, то ее до причастия не допускать… Мне кажется, тут нужен индивидуальный подход, посильное правило.

Если человек живет ревностной жизнью, хочет причащаться чаще, душа его требует быть со Христом, в Церкви, то нередко разрешаем причащаться каждую неделю. Сказано в Писании: "Духа не угашайте!" (Фес. 5: 19). Зачем же мы будем его угашать?

С другой стороны в приходе есть, конечно, очень серьезная проблема с людьми, которые пришли в Церковь недавно, которые не освободились от своих страстей и греховных навыков, мало что знают. Они, может быть, и хотят устроить жизнь по-христиански, но так, чтобы при этом все было можно. Духовник должен знать таких людей, и к таким нужно проявлять определенную строгость, осторожность. Потому что для них очень частое причащение делается формальным, они теряют благоговение. Это не любовь ко Христу, а просто легкий способ новой жизни. Или они относятся к причастию как к лекарству: "Вот я себя плохо чувствую, а причащусь - и мне будет легче". Это магический подход. И священник должен все это понимать, чувствовать, знать и ограничивать таких людей.

Ведь причастие может быть и в осуждение. Кроме того, приходилось видеть, и не раз, что молодые священники допускают новоначального причащаться чуть ли не каждый день, а проходит некоторое время - и этот человек не только перестает ходить в храм, но и делается врагом Церкви. Нельзя к нему относиться безответственно, легкомысленно. И если священник не пропускает все через свое сердце, не ощущает своей ответственности, то его советы, его руководство не внушает доверия. Здесь не может быть формального подхода.

По поводу исповеди. У нас в приходе каждое воскресенье совершается три литургии. В будние дни - две литургии. На Пасху в первый день мы совершаем четыре или пять служб. В первый день Пасхи у нас причащается около двух тысяч человек. В обычное воскресенье человек шестьсот причащается. Вы понимаете, что исповедовать каждый раз всех невозможно. Хотя у нас выходит на исповедь десять - двенадцать священников, все равно шестьсот человек поисповедывать непросто. Но не только в этом дело.

Среди людей, которые приходят на исповедь, многие хотят просто поговорить со священником, пообщаться с ним. То есть они подменяют таинство покаяния разговором с батюшкой. А это разные вещи! Общение со священником тоже нужно, но нельзя его путать с таинством покаяния. Однако, требовать от человека, чтобы он каждую неделю проходил таинство покаяния, тоже неправильно. За две тысячи лет христианской истории часто таинство покаяния в его настоящем понимании никогда и нигде не совершалось. В первые века таинство покаяния вообще совершалось один раз в жизни, как второе крещение. Потом стало совершаться неоднократно, но только в случае смертных грехов, отпадения от Церкви. Именно в России, когда наступила "эпоха" редкого причащения, таинство исповеди постепенно присоединяется к причастию, устанавливается обязательная связь. Но при этом причастие делается очень редким - раз в год. Теперь, когда возрождается евхаристическая жизнь в нашей Церкви, и люди стремятся часто причащаться, неестественно, нелогично, неканонично и с точки зрения церковного учения о таинстве покаяния бессмысленно требовать от человека, чтобы он проходил таинство покаяния еженедельно. В ответ на требование священника: "Кайся, кайся", - человек начинает подменять таинство покаяния неизвестно чем. Это вовсе не отменяет покаянного настроя души. Христианин всегда должен пребывать в покаянии - это не нужно путать с таинством покаяния.

Таинство покаяния - это великое таинство. Я думаю, каждый священник такое переживал: к исповеди подходит человек первый раз в жизни, и происходит его возрождение в таинстве покаяния, как во втором крещении - священник чувствует, как благодать проходит через него и человек уходит от исповеди другим. Но по своему опыту я могу сказать, что это бывает совсем не часто. А обычно "прощаю и разрешаю" - и ничего не чувствуется особенного, потому что "кающийся" ничего серьезного на исповедь не принес. Какой отсюда вывод? Думаю, что вопрос об обязательной исповеди перед причастием должен быть пересмотрен. Тем более, что фактически в тех храмах, где часто причащаются, таинство покаяния полноценно не совершается для всех причастников.

Однако я также уверен в том, что пойти по пути Восточной или Западной Церкви и допускать к Чаше всех, кто желает, без всякого контроля, в России было бы гибельно. Во-первых, мы не имеем право делать такие крутые повороты, все-таки у нас сложилась уже какая-то практика, и народ знает, что так нельзя, - и это очень хорошо, что знает. Во-вторых, это невозможно в силу нашей малограмотности из-за периода гонений, когда людей отлучили от Церкви. Если мы сейчас так сделаем, то прямо с вокзала пойдет толпа к Чаше - неизвестно, кто, как, с какими грехами? Это будет кощунственно. Должно обязательно сохранить благословение на причастие. И наш народ знает, что без благословения на причастие причащаться нельзя.

Священник, если у него есть община, знает, кого он может допустить к причастию, а кого нет. К такой практике мы должны вернуться. Священник несет ответственность за своих духовных детей, и если у него есть община, то он ее научил, что со смертными грехами, без поста, без подготовки причащаться нельзя, и благословение на причастие таким "наученным" духовным чадам занимает две минуты - это не проблема. В древности перед литургией, или во время литургии перед причастием предстоятель читал молитву для тех, кто собирался причащаться Святых Христовых Тайн. Эта молитва имела покаянный характер и содержала прошение о том, чтобы причастие не было бы в осуждение. Так, например, вторая молитва из чинопоследования таинства покаяния впервые встречается в древней рукописи в составе одной из сирийских литургий. Можно было бы и теперь перед началом Божественной литургии читать несколько молитв - сокращенное последование перед исповедью и разрешительную молитву - благословение на причастие тем, кого священник хорошо знает и считает возможным причастить. Но зато людям, которые приходят совершенно неготовыми, невоцерковленными, с тяжелыми грехами, нужно указать на необходимость пройти полноценное таинство покаяния.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Танюшик
post 8 мая 2007, 09:58
Сообщение №6 (ссылка)

Христос Воскресе!
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 3875
Регистрация: 27.06.04
милый сердцу дом

sineokayadali
Выступление протоиерея Алексия Уминского, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке

ЦИТАТА
Вопрос не о том, как часто причащаемся, а вопрос о том, как часто община сознаёт необходимость своего соединения со Христом, необходимость своего участия в литургической жизни. Здесь есть два опасных момента, с моей точки зрения. Один из них - очень грустный общеизвестный пример с общиной о.Георгия Кочеткова. Когда изначально правильное понятие превратилось в идеологию и сделало церковную общину сектантским сообществом, когда сама Евхаристия стала не естественным желанием, не сутью жизни, а некой идеологической формой, где всякий обязан причащаться за всякой литургией. Т.е. поставить Причастие в обязанность человеку - это невозможно. Невозможно заставить человека часто причащаться или сделать для него необходимостью внешнее участие в каждой литургией. Этого следует обязательно избегать, потому что здесь мы столкнемся с этой странной ситуацией, которая поставила многих священников в очень неудобное положение. Теперь всякий священник, который пытается осмыслить жизнь своей общины, как жизнь евхаристической общины, попадает под некое подозрение обновленца. Что бы он там не старался делать - всё это "кочетковство". Здесь надо эти вещи разделить и мне кажется настало время, когда надо признать, что есть вещи, которые о.Георгий Кочетков просто опорочил своей неправильной практикой, хотя сами по себе они правильны и хороши.

Второе, это то, что участие всей общины в литургии во многом зависит от того, как священник ведёт свою пастырскую деятельность в этом отношении. Как он проповедует об этом, как он призывает к этому, каким образом он просвящает свою паству, что Евхаристия является центром духовной жизни. Это очень важно, чтобы каждый прихожанин, каждый член церковной общины жаждал причастия со Христом. Это жажда - она воспитывается, в том числе и священником. В том числе она воспитывается и через исповедь.

А практика нашего прихода такова, что я призываю всех наших прихожан причащаться на каждой литургией, но никому не вменяется в обязанность причастие на каждой литургией. Никому не вменяется в обязанность причащения по каким-то сроком - кому-то две недели, кому-то три недели, кому-то каждую неделю. Мне кажется, что это тоже какое-то странное представление о приходе, когда кто-то на таком уровне стоит, кто-то на другом. Я не думаю, что это правильно, потому что есть некое ограничение внутренней свободы человека. Здесь, мне кажется важным, чтобы люди понимали, почему они приходят в церковь. Чтобы они слышали этот призыв в Церкви - Приидите, едите, сие есть Тело Мое..." . Чтобы в них эта духовная жажда воспитывалась и эта жажда воспитывалась в свободе этого человека и по уровню его духовного возрастания, которое понимает сам человек. И здесь я не думаю, что вновь приходящие должны причащаться реже, чем те, кто уже давно состоит в общине. Не в этом дело. Не об этом идёт речь, а речь идет о том, как правильно складывается духовная жизнь человека. Здесь очень важна исповедь. И мне кажется, что в этом смысле исповедь для новопришедших может быть и частой, может быть и регулярной, может быть и исповедью перед каждым его причащением. А для людей, которые уже крепко стоят на ногах, исповедь может быть действительно "по благословению священника" и не быть связанной с Евхаристией жестким образом, что в нашей приходской практике и сложилось. Очень многие наши прихожане причащаются за каждой воскресной литургией, некоторые причащаются за каждой литургией - которые, скажем, поют на клиросе или стоят "за ящиком"- без исповеди регулярной и исповедуются раз в месяц, когда в этом есть внутренняя необходимость. Многие в приходе исповедуются реже, чем причащаются, но те, кто недавно пришел в храм исповедуются (и им это самим нужно, это насущная необходимость, в этом нет деспотии священника) часто. У нас приход небольшой и мы поэтому имеем, слава Богу, возможность на исповеди с каждым поговорить. Исповедь у нас происходит раз в неделю обычно вечером после вечернего богослужения. Конечно, она отнимает очень много сил, но это как раз та самая замечательная возможность, когда священник может общаться со своими прихожанами на духовные темы, в том числе, используя такой инструмент как исповедь.

Что касается поста перед причастием. У нас в календаре постных дней больше, чем непостных. Нагружать людей, которые приходят к причащению какими-то ещё вещами, даже мясом в субботу, к примеру, мне кажется, не нужно. Это ничего не даёт для благочестия, не делает человека более ответственным. Лучше телевизор не посмотреть, чем не есть мясо, скажем. А препятствие определенное ставит. У нас вообще очень много необоснованных препятствий к причащению. И при этом необоснованно легкий подход к таинству крещения. Необоснованно легкий подход к принятию венчания, абсолютно без подготовки. И понятно почему. Эти требы приносят реальный материальный доход. А причастие материального дохода не приносит.

И мне кажется, что это сознание надо поменять. Надо поставить некие определенные оградительные вещи к принятию крещения, не только взрослых людей, но и младенцев, потому что родители же тоже должны воцерковляться, в конце концов. К принятию венчания, чтобы таким образом укрепить сами эти институты. А перед причастием эту планочку всё-таки снизить немного.

Люди в нашей стране называют себя на 80 процентов православными. Мы с вами прекрасно понимаем, что церковных людей из них очень мало - от 4 до 10 в лучшем случае процентов. Почему? может быть по этой причине в том числе. Потому что прийти в Церковь человеку, перед которым стоят вот такие колоссальные ступени, чтобы он дошел до причастия - очень тяжело. А при этом мир предлагает человеку сверхлегкий доступ к любому греху. Приходит человек на исповедь, разрушенный, например, наркоманией. Ведь у нас за угол зашел - тут же предложат героин. И приходит он на исповедь и священник ему выставляет такие требования, чтобы тот дорос до причастия, что он никогда в жизни причастится не сможет. В современном мире мы должны эти вещи осмыслять каким-то образом. Поэтому нормальной разумной практикой поста являются обычные церковные посты, которые сама же Церковь и установила, никаких других постов быть не должно.

Конечно, когда люди раз в год приходят в храм, когда они ничего не знают о церковной жизни - тут нет сомненья, этих людей надо готовить, в том числе через пост, через правило определенное. Но много ли это даёт на самом деле? действительно ли это является такой уж серьёзной подготовкой для того, чтобы человек сам себя переменил, если он причащается раз в год? Какой в этом большой смысл есть? А если человека нагрузить всевозможными постами - у него вся жизнь превращается в Великий пост. И вместо радости от встречи со Христом - уныние и желание забросить молитвослов куда-нибудь подальше после того, как он это правило вычитает.

По поводу причащения семейного. К сожалению, сложилась такая практика, что родители приходят, причащают детей, сами практически не причащаются, потому что для них тоже существуют какие-то препятствия- они должны прийти к началу богослужения, а они не могут, потому что дети маленькие. Здесь мне тоже кажется надо осмыслить, что это важно, чтобы причащалась именно вся семья, а не кто-то шел своими шагами. У всех разный ритм и темп жизни - Церковь должна проявлять снисхождение к людям, которые несут подвиг крестоношения семейной жизни и воспитания многочисленных своих детей. Всё надо сделать доступным для причащения всей семьи. Если семья приходит не к началу службы - пусть причащается, потому что они пришли всей семьёй, они пришли всей малой Церковью в церковь.

Что касается издания книг, разъяснительных и доступных - то это сейчас просто необходимо. У нас существуют сейчас либо книги о.Александра Шмемана, которого читают интеллектуалы, либо какие-то странные вообще книги, в том числе и об исповеди, которые я бы запретил просто продавать. Вот выходит книга под названием "Исповедую мой грех, батюшка..." питерского священника Алексея Мороза. Там перечисление грехов занимает полкниги - только содержание.

Ещё одна практика нашего прихода. У нас не очень хорошая акустика и мы поэтому поставили микрофоны на клирос и, соответственно, в алтарь. Поэтому евхаристическая молитва, которую я читаю вслух, доступна слышанию всех прихожан. Мне кажется это нормальным.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Irina
post 8 мая 2007, 15:58
Сообщение №7 (ссылка)

.
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 4964
Регистрация: 9.10.02

Полина 25.06.02
Таня, ну и чего "постановили"?
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Танюшик
post 8 мая 2007, 16:16
Сообщение №8 (ссылка)

Христос Воскресе!
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 3875
Регистрация: 27.06.04
милый сердцу дом

sineokayadali
Irina, Ну круглый стол не предполагает "постановлений" - это просто обмен мнениями. Хотя есть проект "памятки к причастию", которую теоретически доработают, одобрят и будут использовать. Но тут важны прежде всего те мысли, которые были озвучены. Люди авторитетные, видные пастыри. ;) Есть к чему прислушатся, о чем подумать.
Для меня вопрос всё равно остался открытым в своем роде. Миряне слишком зависимы от традиций конкретного храма и его настоятеля. Нет общепринятой практики, к сожалению. Всё равно надо искать и думать, куда пойти, чтобы без проблем причаститься на Пасху, к примеру.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Эхомама
post 8 мая 2007, 19:54
Сообщение №9 (ссылка)

Что-то еще, товарищ Новосельцев?
администратор
» обо мне «
дневник
Сообщений: 70681
Регистрация: 10.10.01
Столица

дочь 1999
дочь 2001
сын 2006
Очень много, все не одолела.
Из того, что прочитала - утвердилась во мнении, что мне очень, чрезвычайно повезло с духовником.
Я и раньше это знала :p
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
ellena
post 8 мая 2007, 19:58
Сообщение №10 (ссылка)

Дети, уймите вашу мать
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 9485
Регистрация: 23.01.07
Москва Щелковская

3+2
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 8 мая 2007, 20:36)
утвердилась во мнении, что мне очень, чрезвычайно повезло с духовником.
[color=yellow][/color]  :p
*


Аня, прямо мои мысли озвучила. Я даже в "Православных мамочках......" написала.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить

Ответить Опции темы Создать
1 посетителей читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
здесь находятся:
 

 
Анонсы статей
Пасха и Великий пост в 2024 году
В 2024 году Пасха празднуется 5 мая. Пасхе предшествует сорокадневный Великий пост и Страстная седмица...
Букварь для детей с особенностями развития
В издательстве Альпина.Дети выходит «Букварь для детей с особенностями развития»...
Почему начинаются роды?
Учеными выдвигается множество теорий причин наступления родов, которые можно свести к нескольким основным направлениям...
Пять полезных блюд из моркови
Морковь - это не только вкусный овощ, который мы часто добавляем в различные блюда для улучшения вкуса и аромата, но и ценный источник питательных веществ...
Реклама
Последние сообщения
Скин форума: Перейти на версию для мобильных
Сейчас: 28 апр 24, 05:51
Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей и других материалов, опубликованных на сайте. Помните, что в вопросах здоровья вас и ваших детей нельзя полагаться на советы, данные заочно по интернету!
Перепечатка и использование материалов сайта и сообщений из конференций РАЗРЕШЕНЫ только в интернете при наличии активной ссылки на MATERINSTVO.RU и с указанием имен авторов!
Использование фотографий ЗАПРЕЩЕНО без письменного разрешения их авторов!
Политика конфиденциальности и обработка персональных данных