Детская пока пуста Детская 0-1 Детская 1-3 Детская 3-7 Детская 7++ Спальня Гостиная Кухня Библиотека
Объявления
ВНЕ ПОЛИТИКИ. Любые политические провокации, демонстрации и намеки запрещены
Уважаемые новые пользователи!
Для активации профиля пишите администраторам или в доступный вам форум. Активация через почту временно приостановлена

Привет, Гость ( Вход | Регистрация )

Ответить Создать Опрос

Каскадный · [ Стандарт ] · Линейный+

› Семья в современной Церкви, часть 1, Круглый стол при Даниловом монастыре

Танюшик
post 8 мая 2007, 21:00
Сообщение №1 (ссылка)

Христос Воскресе!
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 3875
Регистрация: 27.06.04
милый сердцу дом

sineokayadali
Круглый стол "Семья в современной Церкви".
26.04.2007 г.

Выступление протоиерея Алексия Уминского, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохловском переулке.
ЦИТАТА
Трудно осмыслять сегодня, что такое брак, что такое христианская семья. Многие молодые люди дезориентированы. Часто они не понимают, что нужно понимать под названием «христианская семья». Существует масса нелепых штампов, образов современной модели отношений юноши и девушки. Что из этого приемлемо для христианина? Каким образом достигнуть какого-то компромисса между окружающим миром и христианством? Именно это и является огромной колоссальной проблемой. На самом деле современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. У нас наличествует разрыв традиции. Есть "Домострой" и есть "Дом 2" на ТНТ.

Первое. Что происходит на самом деле? Люди, попадающие в приход, смотрят вокруг себя и выискивают тех, кто бы из стоящих рядом мог бы войти в некую схему своего представления о семье. Мы сталкиваемся с такой установкой: "Как бы мне не ошибиться, ведь православная семья должна быть вот такой, должна воплотить вот такой опыт, должны быть все вот так и вот так". И это огромная психологическая проблема.

Второе, что подбавляет «градус» к этой психологической проблеме - это спутанность понятий. Что является природой семьи, а что является смыслом, целью семейной жизни. Вот я тут недавно читал о. Алексея Мечева. Он писал: "Целью христианской семьи является деторождение". Но это очевидно неправильно. Сейчас это стало штампом, который не обсуждается. Безусловно, рождение и воспитание детей является природой любой семьи, но это природное качество, а не цель. Такая же природа у мусульманской, такая же - у буддистской, да и просто у семьи. Цель же - это то, что заложено Богом в отношениях мужа и жены.

Когда Бог создавал первых людей, Он сказал, что нехорошо быть человеку одному. Это совсем не значит, что имелось в виду деторождение. В Библии мы видим, что у Адама и Евы был истинный брак, я бы даже сказал - христианский брак. Это первообраз брака, образ любви. Именно в Библии мы встречаем первое признание в любви. "Се кость от костей моих, плоть от плоти моей" - это очень красиво звучит.

Поскольку деторождение не является целью брака, то важно сделать следующий вывод, который может многих - и в том числе священников - смутить. Многодетность не является идеалом христианского брака и не должна ставиться как идеал. Вменение семье многодетности как непременной обязанности приводит к тяжелым искажениям всего. Совсем не многие могут вместить призыв: "воспроизводите и воспроизводите детей". Семьи же не резиновые, люди не бесконечные. Каждый имеет свой ресурс, каждый может именно то, что может. Нельзя вменять в обязанность Церкви такую колоссальную задачу, чтобы она отвечала за воспроизводство нации. Церковь не должна решать демографические проблемы.

Перед нами поставлены совершенно другие цели. Безусловно, семья - это малая Церковь, но это не значит, что она должна быть по определению многодетной или какой-то еще. Всякая идеология, которая вносится в семью, всякая идеология, которая вносится в Церковь, страшна и губительна. Идеология всегда сужает жизнь, до каких-то сектантских образований в конечном итоге.

Если мы говорим о том, что современное слово о семье - это слово о малой Церкви, то тогда проповедуемая цель брака - это воплощение в браке христианской любви. Семья - это место, где человек по-настоящему и до конца реализует себя как христианин именно тем, что он полноценно может реализовать себя в своём жертвенном отношении друг к другу. Поэтому слова апостола, которые мы читаем на Венчании, и есть образ того, что являет собой христианская семья. Нет никакого другого у нас примера. Именно на это мы все ориентируемся, когда говорим о семье.

В головах же наших молодых прихожан, к сожалению, всё смешано, люди очень сильно дезориентированы, потому что о семье, о брачном союзе христиан как о воплощении евангельской жизни сказано очень и очень мало. В основном говорится, что надо рожать детей, надо воспитывать детей, надо быть многодетными. Говорится, что именно это приносит некую духовную пользу. Отец Владимир Воробьев - мне неоднократно приходилось слышать его выступления - прекрасно сформулировал, что семья имеет лишь своё начало на земле, ее путь, ее продолжение лежит в Царствии Божием. Именно ради этого и создаётся семья, чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность.

Отец Дмитрий Смирнов говорил, что человек сотворен как некая "троичность". Это действительно так. Хочется добавить, что человек сотворен как существо соборное. Семья - это выражение именно соборности человека, его внутренней антропологически заложенной церковности. В семейной жизни возможно реализовать Богом данное ей осуществление Церкви как таковой. И это очень важно, это серьёзный духовный аскетический путь подвига выстраивания себя по образу и подобию Божию. Об этом надо много и серьёзно говорить с прихожанами, об этом надо очень много и серьёзно говорить друг с другом.

Мне кажется, что сведению семьи к указанным выше идеологемам надо как-то противостоять. Я, например, тоже считаю, что многодетность - это хорошо, но я не считаю, что семья с малым количеством детей - это плохо. Каждому - по силам его. Этот вопрос не может регламентироваться ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями, - это есть исполнение любви исключительно. Это то, что наполняет семью любовью.

Теперь о супружеских отношениях. Дети, брачные супружеские отношения - это исполнение любви. Когда мы говорим о интимных отношениях в семье - здесь, конечно, возникают многие сложные вопросы. Действительно устав, по которому живет наша Церковь - устав монашеский, находящийся вне этого вопроса. И тем не менее, он существует и никуда нам от него не деться. Я убежден, что интимные отношения - это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи, которая свободна в том, как им строить свою семейную жизнь.

Остановимся на одном из вопросов испорченного сознания, которые все отношения низводят до какого-то животного состояния. Например, я не понимаю, почему супругов лишают первой брачной ночи на основании участия их в венчании или их причастия? А как быть тем супругам, которые молятся о зачатии ребёнка, чтобы он был зачат с Божьего благословения? Им не причащаться? Почему принятие Святых Христовых Тайн, причастие Бога, воплотившегося в нашу человеческую природу, жестко связывается с некоторой "скверной", очевидно противоречащей признанию того, что в браке ложе не скверно.

Первым людям до грехопадения Господь сказал: "плодитесь и размножайтесь". Мы не можем, конечно, сказать, что мы знаем, как всё это происходило в раю. Но сейчас-то мы живем в той реальности, которая у нас есть. И брак принимается таким, какой он сейчас есть и именно он венчается и считается неоскверненным. И тот же св. Иоанн Златоуст, который в ранних своих произведениях говорил, что монашество выше брака, говорит и о том, что супруги, восходя на ложе, остаются целомудренными после того, как с него поднимаются.

Еще раз скажу, что интимные отношения - это отношения супружеской любви и супружеской свободы. Очень часто так бывает, что всякая излишняя аскеза являются причиной супружеских ссор и в конечном итоге развода.

О любви в браке за всю историю христианства сказано менее всего. Действительно, впервые проблему любви в браке подняла литература XIX в. - русская, французская, итальянская. Но эта тема никогда не обсуждалось в церковной литературе. В семинарских учебниках нигде не говорится о том, что люди, которые вступают в брак, должны друг друга любить. Это, с точки зрения учебников, не является условием и основой для создания семьи. Я убежден, что именно об этом прежде всего и должен свидетельствовать священник, который является духовником или настоятелем прихода. Он должен всеми силами радеть о том, чтобы люди, которые ищут друг друга, прежде всего ставили своей целью любить по-настоящему, эту любовь хранить, эту любовь приумножать и в конечном итоге делать её той царской любовью, которая приводит людей к спасению.

Что касается церковно-практической стороны обсуждаемой темы. Я уверен, что в наши дни только Церковь остаётся способной говорить о том, что же такое семья, как её создавать и каким образом её сохранять. На практике, к сожалению, существует масса инстанций, которые дают возможность брак заключать и расторгать без всякого интереса со стороны Церкви - по каким причинам брак расторгнут, по каким причинам заключен новый. Нет церковного органа, церковной суда, который рассматривал бы причины расторжения церковных браков и причины благословения на новые браки.

Что такое церковный развод, о котором, кстати написано в социальной концепции? Такого понятия не существовало, оно впервые в этом документе упомянуто. В результате мы попали в странную ситуацию. Раньше Церковь была тем органом, который берет на себя ответственность за заключение брака и преподавая благословение на него и окормляя создавшуюся семью. Теперь же понятие церковного брака всё более и более размыто.

"Законный брак" - это понятие всё более и более размывается. Очень многие люди не понимают, чем законный брак отличается от гражданского. И очень многие священники также путают эти понятия. На самом деле между ними действительно всё меньше и меньше разницы. Люди не понимают смысла заключения брака в государстве и говорят: "Мы лучше повенчаемся, это понятнее. Здесь мы перед Богом создаем семью, а там что, штамп в паспорте?" Такое отношение можно понять. Если мужчина и женщина любят друг друга, то им не нужна справка. Никому не нужно формальное свидетельство, что люди любят друг друга. Им и без этого хорошо, и они могут вместе жить. С другой стороны, Церковь имеет право венчать только те браки, которые заключены в государстве.

В результате многие священники говорят желающим венчаться непонятные мне вещи: "Вы распишитесь и поживите годик. Если не разведетесь, то приходите венчаться" Как же это так? А если разведутся? Значит, не было брака тогда? Этот брак, который был заключен, разведен, вновь заключен и разведен - это как бы не считается? Мол, тот который в Церкви повенчан - это уже до конца.

Поскольку все знают, что есть церковный развод, то и церковные браки будут распадаться. Это очень большая проблема.

Природа брака одинакова всегда везде, венчанный он или невенчанный. У брака одна и та же природа и одни и те же последствия развода - там и там. И когда мы допускаем такую странную возможность церковного развода, то - что тогда мы подразумеваем под словом "нерасторжимость" или под нашим высоким учением о браке? Получается, что у нас самих не сформировано представление о природе брака, как о том, что что Бог сочетал, то человек не разлучает. Ведь Бог сочетает людей не только в Церкви и не только через Церковь. Люди, встречающиеся друг с другом на земле по-настоящему глубоко, всё равно осуществляют ту заложенную природу брака, данную Богом. Вне таинства они не получают той благодатной силы церковного венчания, потому что они вне Церкви. Мы прекрасно знаем, что силу благодати христианский брак получает не столько от того, что он венчан священником в церкви, а столько от того, что люди вместе живут по Евангелию и причащаются Тела и Крови Христовых. Всем известно, что сам чин Таинства, которое мы имеем, придуман ради одного из византийских императоров, для того чтобы иметь возможность повенчаться с четвертой женой. Было и такое, что люди фиксировали свой брак в римских государственных органах, а Церковь его признавала, потому что они приходили и причащались. Разные периоды были в истории признания брака.

Во всем этом, конечно, большая путаница, и в итоге - препятствия к созданию семьи. Люди ищут себе спутника жизни в православных молодежных клубах, лишь бы только православного найти. А мир ставит перед нами очень сложные вопросы, на которые наши рассуждения о самовоспроизведении внутри наших общин никак не являются откликом.

И конечно, для того, чтобы готовить людей к браку, люди должны пройти серьёзный подготовительный период. Церковь должна готовить людей к венчанию как минимум несколько месяцев, даже ЗАГС даёт месяц на раздумье. Подготовка должна быть совершенно четко организована, потому что Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака. Допускать к Таинству следует тех, кто в течение полугода регулярно приходили в храм, исповедовались и причащались, участвуют в общинной жизни. Я прекрасно понимаю, что в наших условиях сказанное нереализуемо. Но тем не менее должны быть совершенно четко сформулированы условия, на основании которых Церковь совершает Таинство Венчания.

Важно упомянуть и разнообразие канонических вопросов. Большая часть из канонических правил, относящихся к браку, стали "мертвой буквой". Что с этим делать, я не знаю, но убежден, что необходимо и эти вопросы как-то решать.


Отредактировано: Танюшик в 8 мая 2007, 21:01
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Эхомама
post 8 мая 2007, 22:18
Сообщение №2 (ссылка)

Что-то еще, товарищ Новосельцев?
администратор
» обо мне «
дневник
Сообщений: 70681
Регистрация: 10.10.01
Столица

дочь 1999
дочь 2001
сын 2006
А, у нас в храме висят фотографии - участники (в основном участницы) этого круглого стола приезжали в наш храм на Светлой Седмице. С ними молебен служили, а что обсуждали - не знаю.
Хотя, судя по датам - это все-таки разные мероприятия.

По сути текста... все это так, все это хорошо... но как-то блекло. Примеров из жизни, наверное, не хватает :blush:
В чем суть поставленной проблемы?

Мне вот это очень понравилось:
ЦИТАТА (Танюшик)
Что является природой семьи, а что является смыслом, целью семейной жизни. Вот я тут недавно читал о. Алексея Мечева. Он писал: "Целью христианской семьи является деторождение". Но это очевидно неправильно.
ЦИТАТА (Танюшик)
Когда Бог создавал первых людей, Он сказал, что нехорошо быть человеку одному. Это совсем не значит, что имелось в виду деторождение. В Библии мы видим, что у Адама и Евы был истинный брак, я бы даже сказал - христианский брак. Это первообраз брака, образ любви.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Танюшик
post 8 мая 2007, 22:24
Сообщение №3 (ссылка)

Христос Воскресе!
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 3875
Регистрация: 27.06.04
милый сердцу дом

sineokayadali
Анна Хрусталева, Примеры из жизни - оглянись вокруг.
И потом - то я слишком много вывешиваю, то чего-то не хватает. :p
Анют, на самом деле по ссылке есть доклад игумена Петра - он у него очень обстоятельный и серьёзный. Если будет время и желание - почитай.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Эхомама
post 8 мая 2007, 22:55
Сообщение №4 (ссылка)

Что-то еще, товарищ Новосельцев?
администратор
» обо мне «
дневник
Сообщений: 70681
Регистрация: 10.10.01
Столица

дочь 1999
дочь 2001
сын 2006
ЦИТАТА (Танюшик)
И потом - то я слишком много вывешиваю, то чего-то не хватает
Так и есть. Одновременно :D
Ну просто я люблю, чтобы разжевали и в рот положили. С примерами. Для тупых. :fool:
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
ladybird
post 9 мая 2007, 14:55
Сообщение №5 (ссылка)

девочка,живущая в сети (с)
редактор
» обо мне «
дневник
Сообщений: 1780
Регистрация: 20.07.03
Советский Союз
ЦИТАТА (Танюшик)
потом - то я слишком много вывешиваю, то чего-то не хватает
:D
пойду по ссылке схожу.... :)
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Танюшик
post 9 мая 2007, 15:31
Сообщение №6 (ссылка)

Христос Воскресе!
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 3875
Регистрация: 27.06.04
милый сердцу дом

sineokayadali
Самое интересное ещё нет ни там, ни здесь я, понятное дело, пока не вывесила. Это доклад прот.Георгия Митрофанова. :icon3:
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
лаватера
post 9 мая 2007, 15:40
Сообщение №7 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 1344
Регистрация: 21.03.07


Владимир 1994
Арсений 2002
Спаси, Господи, отца Алексия за его слова.
Много это или мало - всякому по-разному. По моему очень, очень нужны сейчас такие доклады, проповеди, обсуждения. Есть много общин, приходов, которые в проповедях слышат в лучшем случае "о чем было сегодняшнее Евангелие". Я не умаляю значения таких вероучительных речей, но должно быть и более живое слово, близкое нам, современным людям. Молодые подчас ищут и не находят того, кто разрешил бы их вопросы о смысле христианского брака.
Подчас я чувствую что-то, но не могу это сформулировать, не хватает умишка. А тут умный, опытный человек, священник скажет именно то, что нужно мне.
ЦИТАТА
Отец Владимир Воробьев - мне неоднократно приходилось слышать его выступления - прекрасно сформулировал, что семья имеет лишь своё начало на земле, ее путь, ее продолжение лежит в Царствии Божием. Именно ради этого и создаётся семья, чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность

Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Танюшик
post 9 мая 2007, 16:04
Сообщение №8 (ссылка)

Христос Воскресе!
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 3875
Регистрация: 27.06.04
милый сердцу дом

sineokayadali
муха-горюха, О! зришь в корень. постучусь с тобой :beer: по поводу твоего предыдущего поста.
Вот действительно это и ценно в таких обсуждениях. И ещё меня очень подкупает честность и откровенность.
---
Девочки, мне очень понравилось, как и Ане то, что он сказал о природе и цели христианского брака.
ЦИТАТА
Если мы говорим о том, что современное слово о семье - это слово о малой Церкви, то тогда проповедуемая цель брака - это воплощение в браке христианской любви. Семья - это место, где человек по-настоящему и до конца реализует себя как христианин именно тем, что он полноценно может реализовать себя в своём жертвенном отношении друг к другу.

Что деторождение как раз не цель, а природа. Что не надо путать эти понятие.
И по поводу деторождения, вернее многодетности.
ЦИТАТА
Многодетность не является идеалом христианского брака и не должна ставиться как идеал. Вменение семье многодетности как непременной обязанности приводит к тяжелым искажениям всего. Совсем не многие могут вместить призыв: "воспроизводите и воспроизводите детей". Семьи же не резиновые, люди не бесконечные. Каждый имеет свой ресурс, каждый может именно то, что может.

Ну вот что тут скажешь?.. только порадуешься, что человек как-то искренне и честно говорит об этом. Потому что итак многие чувствуют себя ущербными по сравнению с некоторыми многодетными семьями - потому что этот идеал навязывается. Конечно, много деток - это хорошо. Но... но... но... Ответственность - раз, возможности - два. Ну а если не получается?.. короче, не все ж так однозначно, нельзя следовать какому-то черно-белому формату. И мне очень близко вот это - значение не количества, а качества. Значение именно любви в семье, вне зависимости о того, сколько чад. Пятеро - отлично, один-два - тоже слава Богу.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
ellena
post 9 мая 2007, 20:47
Сообщение №9 (ссылка)

Дети, уймите вашу мать
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 9485
Регистрация: 23.01.07
Москва Щелковская

3+2
[QUOTE][quote=Танюшик,9 мая 2007, 16:46]
И по поводу деторождения, вернее многодетности.
[quote]Многодетность не является идеалом христианского брака и не должна ставиться как идеал. Вменение семье многодетности как непременной обязанности приводит к тяжелым искажениям всего. Чувствуют себя ущербными по сравнению с некоторыми многодетными семьями - потому что этот идеал навязывается.
*

[/quote][/QUOTE]
Правильно сказано, что этот идеал именно навязывается. Часто навязывается самими многодетными мамами. С такой упертостью пристают к остальным, а почему не рожаешь еще, плохо, надо-надо. Иногда хочется спросить, кому надо? Ведь своими неосторожными вопросами можно нанести серьезную душевную рану. Многие святые были не из многодетных семей. Действительно самое важное это любовь, воспитание в вере, так трудно в наше время вырастить христиан среди неверующих одногоршочников, одноклассников, сотрудников на работе и т.п.

Отредактировано: ellena в 9 мая 2007, 20:48
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Прогульщица
post 9 мая 2007, 21:17
Сообщение №10 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 16836
Регистрация: 3.11.05

Хорошая речь, но возникают вопросы :???:
ЦИТАТА (Танюшик)
Каждому - по силам его
А как же говорится, что Господь каждому дает по силам? А если Господь ребенка дает, а семье он действительно не по силам уже? Я сумбурно и непонятно, наверное, рассуждаю, и ни в коме случае не хочу ничего против сказать, просто пытаюсь для себя понять. Ну, к примеру, я могу почувстввоать, что вот все, на этом ребенке мне надо остановиться, дальнейшее деторождение в псюс не пойдет, а Господь ... ррраз, и еще ребенка мне дает. А я чувствую, что нет у меня сил :???: Ну это чисто теоретическая ситуация :)
ЦИТАТА (Танюшик)
Подготовка должна быть совершенно четко организована, потому что Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака. Допускать к Таинству следует тех, кто в течение полугода регулярно приходили в храм, исповедовались и причащались, участвуют в общинной жизни. Я прекрасно понимаю, что в наших условиях сказанное нереализуемо. Но тем не менее должны быть совершенно четко сформулированы условия, на основании которых Церковь совершает Таинство Венчания.
А как тогда быть в тех случаях, когда мужья не принимают участия в жизни Церкви? У меня муж покрестился за месяц до свадьбы. Он не особенно интересуется церковной жизнью, не причащался уже очень давно, да и, честно говоря, я совсем не уверена, что он верит в Бога. Но при всем том для него венчание - действительно Таинство. И со своей стороны я являюсь активным членом Церкви. И наша семья такая не единственная, знаю много таких семей. И что нам - не венчаться? А давление окружающих? Когда чуть ли не каждый прихожанин считает своим долгом спросить, когда мы обвенчаемся?
И чуть ли не каждый считает своим долгом спросить, когда будет следующий ребенок.... Причем начиная с собственной матери, которая, видимо, моей многодетностью хочет свои проблемы решить :BzZz:

Сложно все это :fingal:
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить

Ответить Опции темы Создать
1 посетителей читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
здесь находятся:
 

 
Анонсы статей
Православные похороны. Что означают 9 и 40 день?
Распространённая в православной традиции практика поминовения усопших в определённые дни после их кончины имеет глубокие корни и связана с учением Церкви...
Как инвестировать в загородную недвижимость в 2024 году
Если мы говорим про недвижимость в целом, то это традиционный инструмент, и он является одним из самых надежных. На нем можно хорошо заработать при низком...
Пасха и Великий пост в 2024 году
В 2024 году Пасха празднуется 5 мая. Пасхе предшествует сорокадневный Великий пост и Страстная седмица...
20 книг, которые должен прочитать каждый культурный человек
Великие книги не только развивают наше мышление, но и помогают нам лучше понять самих себя и мир вокруг нас...
Реклама
Последние сообщения
[ 12 ] Мама, я в Иране 17:03 от: Холми
[ 10 ] Прошу молитв о маме 16:24 от: LePa
[ 1373 ] Поступаем в Вузы - 2024 15:58 от: колба Эрленмейера
[ 24 ] China tur 15:52 от: Холми
[ 16326 ] Королевские дома 28 15:37 от: Anabelle
[ 1132 ] Все о цветах и не только 🌺 13:04 от: secret secrets
Скин форума: Перейти на версию для мобильных
Сейчас: 27 апр 24, 17:09
Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей и других материалов, опубликованных на сайте. Помните, что в вопросах здоровья вас и ваших детей нельзя полагаться на советы, данные заочно по интернету!
Перепечатка и использование материалов сайта и сообщений из конференций РАЗРЕШЕНЫ только в интернете при наличии активной ссылки на MATERINSTVO.RU и с указанием имен авторов!
Использование фотографий ЗАПРЕЩЕНО без письменного разрешения их авторов!
Политика конфиденциальности и обработка персональных данных