Мой дедушка-Пономарев Александр Федорович. Гвардии краснофлотец. С 1939 по 1946г служил радистом на боевом крейсере "Красный Кавказ".
Участвовал во всех боевых операциях крейсера. Но венцом боевой деятельности «Красного Кавказа» явилось, конечно, его участие в Керченско-Феодосийской операции. Согласно ее плану в ночь на 29 декабря 1941 года часть кораблей Черноморского флота должна была прорваться в занятую немцами Феодосийскую гавань и высадить там десант. Главное место в прорыве отводилось «Красному Кавказу». Он получил задание не только войти в гавань, но ошвартоваться непосредственно у мола и высадить 633-й стрелковый полк, составляющий первый бросок десанта.
«Красный Кавказ» вошел в гавань, ошвартовался и высадил десант. В течение двух часов находился корабль у мола, ведя ожесточенный огонь по противнику, стремящемуся во что бы то ни стало сбросить десант в море. По крейсеру била артиллерия, стреляли танки и минометы. Прямым попаданием был разрушен ходовой мостик, начались пожары. Но экипаж крейсера ни на минуту не прекращал ответного огня. Комендоры, даже раненые, не отходили от орудий.
Неподвижный крейсер — прекрасная цель для самолетов. Нужно было уходить. Выбирать якорь уже не оставалось времени. Расклепали якорную цепь, и крейсер устремился к выходу из базы...
....По матросскому обычаю, в море хоронили погибших. Зашитые в парусиновые матросские койки исчезали за кормой тела. Двадцать три всплеска поднялись и растворились в бешеном кипении буруна...
1 января 1942 года израненный крейсер отдал якорь в Цемесской бухте. И тут же — новое задание: доставить — в Феодосию зенитный дивизион. Состояние «Красного Кавказа» исключало дальний поход, но у командования не было выбора: крейсер был единственным кораблем, который мог быстро помочь десантникам.
...129 миль до Феодосии по штормовому морю. 17° ниже нуля. Туман. Когда пришли в Феодосию, пушки, автомашины и тягачи, погруженные прямо на палубу, пришлось вырубать изо льда: он покрывал крейсер как броня. Уже последняя пушка, поднятая стрелой, повисла над пирсом, когда прилетели немецкие пикирующие бомбардировщики. Бомбы рвались со всех сторон. Начала оседать корма. Еще несколько минут, и она ляжет на грунт. Скорее в море!
— Рубить швартовы! С якоря сниматься!
Несколько минут напряженного ожидания — в порядке ли носовой шпиль? Выберется ли якорь?
— Чист якорь!
Крейсер дал ход. И тогда поступил первый доклад:
— В котельном номер четыре — вода!
Затем доклады обрушились лавиной:
— Затапливает коридор командного состава!
— В отсеке вспомогательных механизмов — вода!
Крейсер тонул...
Была ночь на 5 января 1942 года. «Красный Кавказ» подходил к Новороссийску. До Туапсе оставалось еще 70 миль.
И все-таки они дошли! Наперекор всему. Фантастический вид являл собой крейсер. Кормы не было — она вся ушла под воду, которая плескалась у четвертой башни. Из многочисленных пробоин в бортах высовывались матрацы, спасательные нагрудники, матросские бушлаты и одеяла — все, чем моряки преграждали путь воде.
Осмотр показал, что отремонтировать корабль в Туапсе невозможно. Для этого нужно идти в Поти. Еще двое суток его вели на буксире. Лопались тросы — море не оставляло надежды заполучить новую жертву. Лишь перед самым Поти ветер успокоился, и «Красный Кавказ» медленно вошел в гавань.
И здесь экипаж пережил волнующие минуты: эскадра торжественно встречала крейсер. Флаги расцвечивания вились над кораблями, гремели оркестры. Флагман, а затем вся эскадра подняли сигналы: «Да здравствует героический крейсер «Красный Кавказ»!», «Слава героям Феодосии!»
Это фото дедушка сделал как раз в г.Поти, во время ремонта крейсера

3 апреля 1942 года был передан Указ о присвоении особо отличившимся кораблям Военно-Морского Флота звания гвардейских. Первым был назван крейсер «Красный Кавказ».

Дедушка награжден:
Орденом Отечественной войны II степени
Медалью Ушакова "Красная Звезда"
Медалью Жукова
Медалью "За победу над Германией в ВОВ 1941-1945гг"
Медалью "За оборону Одессы"
Медалью "За оборону Севастополя"
Мелалью "За оборону Кавказа"
После демобилизации Жил в г.Кадом Рязанской бол. Работал режиссером драмтеатра, затем долгое время журналистом в редакции газеты "Маяк" Писал стихи, рисовал, сочинял прозу.
Главное детище его жизни- роман "На круги своя" о тяжелейшей жизни простого народа в послереволюционной России. Писался роман 20 лет. Задумывалось создать 4 тома, но дедушка успел написать только три, четвертый остался лишь в набросках. В 1998 году ушли из жизни бабушка, с которой он прожил в браке 60 лет... После её смерти дедушка больше не прикоснулся к рукописи... Не написал ни единого слова... Его жизнь рухнула.... Не стало его в 2001году, он ушел к той, без которой не видел смысла жизни...
Мой дядя через 7 лет закончил дело отца, дописав книгу и издав её. А моего братишку в честь дедушки тоже назвали Александром.
Отредактировано: Смешинка в 16 апр 2015, 11:22