Интерсное интерьвью (отрывок) с Ромашиной
- Я пришла в бассейн в пять лет, и тогда понятия не имела, что такое спорт. Я даже в детский сад не ходила и была абсолютно домашним ребенком. Моим воспитанием занималась мама. И вот однажды она решила, что меня стоит записать в лягушатник - и плавать научат, и для здоровья полезно
. Выбрали бассейн поближе к дому, и я начала заниматься. Через какое-то время тренер сказала, что я, всему научилась, не тону, значит, в лягушатнике мне делать уже нечего, и меня надо переводить в большой бассейн. Встал выбор между плаванием и синхронным плаванием. И вот та тренер из лягушатника, Ольга Герасимова, порекомендовала мне заняться синхронным плаванием. Наверное, она считала, что синхронное плавание - более женственный вид спорта - и по пластике, и по эстетике.
- Одновременно с плаванием вы занимались бальными танцами. Какой же у вас был график: учеба в школе, занятия спортом, танцы, уроки… Никакого свободного времени!
- Танцами занимался мой старший брат. Мне нравилось, как он танцует, и захотелось научиться также. А мое расписание было примерно таким: в десять минут третьего заканчивались уроки в школе, меня на машине встречала мама. На заднем сидении термосы с обедом. Я ела, и мы ехали на тренировку в бассейн
. Тренировки тогда еще были короткими, и после них мы отправлялись на танцы. Ну, а вечером уроки. По субботам мы тоже плавали, а по выходным часто устраивались конкурсы на танцах. В воскресенье у меня был дополнительный урок английского и прогулка с мамой по лесу (эти прогулки, наверное, самые яркие детские воспоминания).
-Не жалеете, что так по-спартански прошло детство?
- Конечно, было непросто. На игры со сверстниками времени совершенно не оставалось. Однажды на тренировке у меня сильно заболел живот, и меня увезли в больницу. Оказалось гастрит. Я довольно долго пролежала в больнице и потом еще дома на уколах.
Пока я болела, мой партнер по бальным танцам, видимо, заждавшись, начал заниматься с другой партнершей. Я обиделась и решила, что лучше буду заниматься одним синхронным плаванием – ведь там я не завишу ни от каких партнеров. Кроме того родители посчитали, что такая большая нагрузка мне ни к чему, и в десять лет с бальными танцами я распрощалась.
А когда я вышла из больницы, меня ждал еще один сюрприз – мой тренер Татьяна Павлова уехала работать в Грецию. Но мама не растерялась и перевела меня в группу к Татьяне Евгеньевне Данченко, у которой я тренируюсь по сей день. Там мне было сказано, что, во-первых, я довольно пухлый ребенок и должна похудеть, а во-вторых, мне нужно было тянуть шпагат.
Пришлось сесть на строгую диету, а новым занятием дома стало чтение книг на шпагате. Наверное, для человека далекого от профессионального спорта это звучит, мягко говоря, странно, но для спортсменов это обычное дело, и, именно благодаря этой фанатичности детей-спортсменов и их родителей, мы не теряем наших лидирующих позиций в синхронном плавании уже много лет.
- Мне приходилось наблюдать, как в детских спортивных секциях тренеры довольно жестко ведут себя с детьми и кричат на них порой, не стесняясь в выражениях. У вас на тренировках такое случалось?
- Ну, если ребенок, как говорится, «тупит», то, конечно, тренер, бывает, не выдерживает и срывается на крик. На меня тоже, бывало, покрикивали, но это даже как-то бодрило. Опять же характер закалялся. Кто-то, конечно, не выдерживает такой психологической нагрузки и уходит из спорта. Происходит как бы естественный отбор на стрессоустойчивость.
- Много ребят отсеивается?
- Да, особенно, когда формируется сборная команда, и начинаются бесконечные национальные командные сборы, когда ты чуть не месяцами не видишь родителей, не бываешь дома, да надо еще и в университете успевать учиться. Вот тогда «домашние» дети не выдерживают и в первый же месяц уходят.
- В каком возрасте спортсмен переходит в национальную сборную команду?
- Все по-разному. Обычно лет в семнадцать. Но лично я попала в сборную в пятнадцать лет - это считается очень рано. Я была самой молодым членом команды, и до сих пор никто еще не поборол этот мой «возрастной» рекорд.
Справка: У Светланы Ромашиной 26 золотых медалей, 15 из которых были взяты на чемпионатах мира по синхронному плаванию, а три на Олимпиадах в Пекине и в Лондоне. Ромашина побеждала и в группах, и в дуэтах (с Натальей Ищенко и Светланой Колесниченко), и в соло. Она - заслуженный мастер спорта, награждена Орденом Дружбы (2009) и Орденом "За заслуги перед отечеством" (2012).
- Когда вы приняли решение перейти в сборную и уже окончательно посвятить себя спорту, родители не отговаривали? Не советовали выбрать какую-нибудь обычную, не связанную со спортом профессию?
- После того, как Татьяна Евгеньевна Данченко дала понять, что видит во мне перспективного спортсмена, мама, видимо, тоже поверила в то, что я смогу добиться успеха, да и я в десять лет уже заявила, что стану олимпийской чемпионкой. Чтобы вы поняли, насколько мы были нацелены на результат, достаточно сказать, что мама возила меня на тренировки даже тогда, когда я болела. Так что она уж точно не намерена была отговаривать меня от спортивной карьеры.
Хотя, честно говоря, у меня у самой было желание все бросить, когда я попала в национальную сборную и уехала на сборы. Чуть не каждое утро просыпалась с мыслью «Зачем мне это нужно?»
. Несколько раз даже чемоданы начинала паковать. Да что говорить, я даже перед Олимпиадой в Лондоне хотела все бросить и улететь домой в Москву – моральные и физические силы мои были просто на исходе. Позвонила маме и сказала, что всё меня уже достало, и я еду домой, на что мама мне ответила: «Доченька, а давай лучше я к тебе приеду. Хочешь?» То есть мама мне никак не давала уехать ни со сборов, ни с Олимпиады.
- Можно сказать, что Россия в значительной степени обязана вашей маме в том, что получила еще одну олимпийскую чемпионку по синхронному плаванию.
- Так и есть. Мама мне всегда говорила: «Ты, доченька, плавай, пока есть здоровье, а там посмотрим». Конечно, родителям приятно видеть ребенка на экране телевизора, разделять с ним его успех.
- Вы ходили в спортивную школу или общеобразовательную?
- В общеобразовательную. Два последних класса я перешла на домашнее образование. Была электронная форма обучения. Мне присылали по электронной почте задания, я их выполняла, и потом каждую четверть приходила в школу, чтобы сдать необходимые экзамены.
Когда у тебя по две тренировки в день, одна до двух часов дня, потом перерыв и вторая с пяти до десяти вечера, а тебе еще нужно сделать алгебру с геометрией, буквально «шарики за ролики заходят». Мне еще повезло, как я думаю, что у меня не было ЕГ. Мой год выпуска был как раз последним, когда сдавали экзамены по-старому. Не представляю, как бы я сейчас сдавала все эти тесты.
- Любимые предметы были?
- Я училась в той же школе, что и мой старший брат. И вот, бывало, на истории я отвечала урок, и все было ничего, пока не доходило до дат – это моя беда. И каждый раз учительница повторяла: «А вот твой брат все помнил наизусть». И мне, вроде, и обидно, а с другой стороны думаю про себя: «Зато я плаваю быстрее его». Таких уж прямо любимых предметов не было. Довольно легко шли литература, обществознание. А вот самой ненавистной для меня была алгебра. Это мой кошмар.
Многие говорят, как бы им хотелось вернуться в школу. Это абсолютно не про меня. Мне того времени, что я провела в школе, вполне достаточно, и больше туда не тянет.
- Вы сейчас получаете второе высшее образование, изучаете в МГУ спортивный менеджмент. Сложно совмещать учебу и тренировки? «Хвостов» много?
- Да у нас на факультете учатся одни спортсмены. Конечно, сборы, соревнования на первом месте. Вот тут был экзамен по английскому: кто-то пришел, а кто-то не смог. Тут уж ничего не поделаешь, и преподаватели относятся с пониманием.
Отредактировано: nataly33 в 13 авг 2015, 10:56