Ну умная, ну умная - аж по горшкам дежурная!
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 21885
Регистрация: 13.02.13 г. Москва
есть
был
есть
Крестник, крестница
еще крестница
 |
Обещанная история жизни, услышанная от приходских бабушек. Записана почти ровно 5 лет назад. Долго думала, как изложить, чтобы не утомлять малопонятными подробностями, но в итоге оставлю практически как есть с небольшими сокращениями.
Место действия Москва, Кафедральный собор, конец июня 2010 г. Действующие лица: мы с мужем (тогда еще женихом), моя подруга и 7 старушек, членов молитвенной группы, которую мы довольно длительное время посещали, когда получалось.
Все-таки со стариками может быть интересно общаться, так как многие из них хорошие рассказчики. А уж если заинтересованы в том, что говорят и хотят передать опыт, а не порисоваться, то интереснее вдвойне. У каждого прихожанина рано или поздно заводится свое любимое место, традиционная скамейка. Так вот обычно мы садимся по левому краю где-то во второй трети зала, в районе третьей колонны, а перед нами или сразу за нами усаживаются наши бабушки с молитвенной группы. Так уж повелось, что садимся кучно, но это и неплохо, так как общинные связи укрепляются во время приветствия мира. -После мессы собираемся внизу, - вдруг говорит пани Людмила, обернувшись к нам, пока настоятель с амвона читает приходские объявления. Была несколько удивлена, так как по воскресениям молитва не проводится, но трудностей с этим никаких не было. Подумала, что хотят чего-то обсудить, а максимальное количество народа как раз с утра на сумме бывает и лишь единицы ползут на польскую мессу в середине дня или на вечернюю на русском. -Хорошо, - соглашаюсь я, попутно размышляя о своих делах, так как почти наизусть знаю то, о чем в очередной раз напоминают в объявлениях. После мессы шепнула Тоне, что подойду позже, так как мне надо поймать одну сестру-монахиню. Но едва только успела начать разговор, как появилась пани Валя: -Дети, все идем в Курию, поторопитесь, - подгоняла она. -Сестра, нам надо бежать, а то бабушки уже нервничают, - вздыхаю я, прощаясь с монахиней. Я еще ни разу не бывала в нашем административно-жилом здании и сейчас была удивлена, что бы это нам там понадобилось. Пришли в помещение, похожее на столовую, и чего-то бабульки стали накрывать на стол. Я начала понимать, что ничего не понимаю, что я чего-то пропустила. -Тоня, мы что-то празднуем? - интересуюсь у подруги, наблюдая за кухонной суетой. -У пани Вали день рождения, - объясняет она, - Ты разве не знала? Мы же методички новые сделали, там список всех дат. -Нет, я вообще не в теме, - вздыхаю я, чувствуя себя донельзя неловко. Действительно, мне новую методичку пока не дали, во время молитвы я пользуюсь старой. Устроились вдесятером поздравить нашу пани Валю с 73-м днем рождения. Поставили на стол вазу с розами и прислонили к ней образки Богородицы, прочли молитву и сели за стол, поздравили именинницу. Вообще это моя любимая бабушка из всех, по-моему. Она очень добрая и действительно любит нас всех как своих внуков прямо. Вроде еда самая простая, но улетает мгновенно, так как мозг, в основном, занят осмысливанием того, что говорят старшие. Пани Людмила как всегда рассказывает нечто о Матери Божьей, о ее роли в спасении этого мира, а прочие бабушки предаются воспоминаниям. -Надо будет собрать новую методичку с нашими свидетельствами, - говорит кто-то из них, - Нам же есть что порассказать и что вспомнить, мы же все дети войны. -Да, как много времени прошло-то, - говорит бабушка, имени которой я так и не запомнила, но узнала, что она старшая сестра пани Вали, - Целая жизнь, а будто только вчера в нашей деревеньке на Украине босиком бегали. -Эмма, Тоня, нас втроем крестили в одном костеле и даже, наверное, один и тот же священник, - говорит пани Людмила, - Вот только они меня намного старше. -Да, ох и строг же был, ох сердит, но как молился! Какой самоотверженный был! - вздыхает пани Валя, - И все видел! Только губами шевельнешь во время проповеди, так с амвона спустится, возьмет за шкирку и вытолкает на улицу. -А как спрашивал все! - подхватывает ее сестра - Я к нему на катехизацию ходила, тряслась от страха, но зато до сих пор меня разбуди ночью и я все помню. А еще он помогал шить девочкам платья из мешковины к Первому Причастию. Красили их в белый цвет. Ну и мальчикам какие-то костюмчики делали. Ничего ж не было после войны. И свечки нам делал. -Мы, бывало, не выползали из костела, пока он нас всех окончательно не замучает молитвой, - говорит пани Валя, - Мама утром приходила, а мы приходили уже к сумме, которая была часов в двенадцать, и на нее сходились жители всех окрестных деревень, и мы очень долго стояли плотно як в метро. -А как вас мама учила праведно жить? - спрашивает пани Людмила у старших подруг. - Да жили просто и скромно, - вздыхает сестра виновницы торжества, - У всех ничего не было, потому воровать было нечего. Вот если дверь деревенского дома закрыта и подперта колышком, то это значит никого нет - все в костел ушли. А потом наш костел забрали православные и сами там служили. Но мы все равно приходили к службе, чтобы быть хотя бы рядом с тем местом, где совершается служба Божья. Православные служат, а мы сбоку стоим, и я все разглядываю, потому что мне интересно и необычно, но мама наподдает и ворчит, чтобы я молилась и не разевала рот по сторонам. Потом наши поехали в Киев, но там нам костел не отдали, пришлось ехать в Москву. Оттуда привезли бумагу с печатью, и костел нам вернули. -О, как! - вздыхает еще одна бабушка - Сейчас бы так! -А с православными вы враждовали? -Нет, что вы, - махает рукой пожилая пани, - Вот, бывало, мы с моей подружкой Ганькой, которая была православной, сначала идем с утра в ее церковь на литургию, а потом к сумме в костел. И так во всем. Про наш костел св. Анны даже есть книжка. Он Катынь называется. - Почему Катынь? - спрашивает кто-то. -А вот как-то 24-го декабря, в Сочельник, стали бегать по домам поляков и забрали всех мужчин и куда-то увезли. Ходили слухи, что повезут в Сибирь. Мы дежурили три дня и три ночи на дороге, но ни слуху, ни духу. А потом нашего ксензда вызвали, привели в какой-то подвал и сказали, что там люди совсем не живые, и их надо без шума похоронить. Сто с лишним человек. Женщина с ним была, которая поварихой работала, так она своего мужа-учителя узнала по рубашке. Действительно, их замуровали и уморили голодом и холодом, а перед входом еще четыре мертвых тела. Видимо те, кто их там зарыл. Их самих там же зарыли. Явно, чтобы все скрыть. Ну, похоронили их в некрашеных гробах, как сейчас помню, на нашем польском кладбище. Вот и повелось. Костел Катынь. Закончив эту душераздирающую историю, пани некоторое время молчала. -Но зачем? - этот вопрос напрашивался сам собой. -А никто ничего не сказал, пришли под Рождество, когда все сидели за праздничными столами, забрали мужей, отцов, братьев и сыновей, ничего не объяснив, и убили. Наверное, так боролись с врагами народа. -Наверное, Людмила этого не помнит, она еще маленькой была, но мы все это своими глазами, - вздыхает пани Валя. -А какой это был год? - спрашивает пани Людмила. -Да 47-й уже, - говорит старшая сестра, - После войны. А потом говорят, что этого всего не было. И что безумного голода на Украине в 33-м не было. А люди ж с ума сходили, зверели, убивали друг друга и ели. Мама рассказывала, я-то еще не родилась тогда. Странно слышать, что такое когда-то могло быть. Тоня все время молчала, будто пришебленная. Наверное, ей осознать сложнее всего. Она не застала толком даже тягот 90-х годов, дефолт случился, когда она едва успела пойти в школу, а следующий кризис только тогда, когда она уже выросла. Теракты тоже прокатились где-то далеко. Много ли школьники думают об этом, исключая старшеклассников, пожалуй? Это где-то далеко, не со мной, мама защитит. С другой стороны я рада, что она выросла нетронутой, без этих рубцов. Ей и другой нашей подруге по 20 лет, жизнь прекрасна, и все впереди. Впрочем, я хоть и кое-что помню из времен развала СССР, прочувствовала обрушение рубля во всей полноте и уж точно помню, как до остановки дыхания боялась, что стану следующей жертвой террористов, все-таки вряд ли могу представить, что же пришлось пережить нашим бабушкам. -А я помню как-то лежала у себя в кроватке, пыталась заснуть, - вспоминает пани Людмила, - И вдруг пришел кто-то большой и черный и вспорол мою подушку ножом, а потом, все перетряхнув, ушел. Это книги запрещенные так искали. -Большой концлагерь, - вздыхает бабушка, которую я в 9 мая с орденами видела, - Что они, что немцы. У нас на третий день после начала войны уже в селе немцы стояли. Оккупация это расширенный концлагерь. Они, что хотели, то и делали с нами. Хотели убивали, хотели кидали в тюрьму... -Да, Лида же у нас из Беларуси, - поясняет пани Людмила. -Это наши священники, - пани Лидия протягивает нам образок, где двое мужчин в сутанах стоят на фоне дымного облака, из которого проступают лица людей, - Беатрифицированны недавно. Немцы сожгли у нас в селе живьем 1528 человек, а их хотели сначала отпустить, но отцы отказались покинуть своих прихожан и пошли с ними в огонь. Я тоже была в том помещении. Мне было четыре с половиной года. В последний момент немцы выгнали наружу трех женщин с детьми, в том числе мою маму. Нас увезли в Саласпилс, а остальные были сожжены живьем. Папа погиб, а мы вот так... Я вдруг вспомнила, что читала про этих священников, чьих имен не помню, к сожалению. Они оставались с прихожанами до последнего, хотя ведь могли спастись. Они знали, что все умрут, потому старались максимально подготовиться - кого надо крестили, принимали исповеди и даже кого-то венчали прямо там, в этом большом сарае. Еще одни святые мученики. А вот и живой свидетель нашелся. Вертелось в уме тысяча вопросов, но так и не решилась их задать. Пани Лида протянула мне книжечку с надписью "удостоверение" на обложке. "Несовершенолетний узник фашистских концлагерей". Тут сил нет ничего спрашивать. Почему-то кажется, что с фотографии должна смотреть крошечная блондиночка с крысиными хвостиками на макушке, а не старушка. И как только можно было едва начавшую себя осознавать малышку кидать в эту мясорубку? Кем надо быть? На уроках истории рассказывали, что немцы в лагерях делали с детьми. Взять у них почти по поллитра крови для солдат с перерывом лишь в пару дней - это только игрушки. Но наши бабушки живы, они победили смерть. Сегодня в проповеди было сказано, что раз Христос, которого мы почитаем за Мессию, страдал, то и мы должны подготовиться к тому же. По-моему, эти старушки отстрадали свое сполна. Это страшное удостоверение почти жгло руки. -А скажите, когда было радостнее жить, сейчас или тогда? - спрашивает пани Леонтина, которая довольно значительно младше остальных. -Тогда, - улыбается пани Лидия, - И это не потому что мы были молоды. Просто тогда мы меньше были связаны этим материализмом. Не думали о том, что мы плохо одеты и не так выглядим. Было не до этого. Виделись более важные вещи. -Да, у нас с Валей был один пиджак на двоих, и мы босиком ходили в костел за пять километров, чтобы не разбить единственные ботинки, которые негде и не на что было купить, - улыбается сестра "новорожденной", - И мы были счастливы. -А мы писали в школе на обрывках газет углем, потому что зимой чернила замерзали и становились белыми, - вспоминает пани Людмила, - Ничего ведь не было. Святая нищета. Но мы были счастливы. Странно было это слышать. Мы ведь приучены думать, что деньги - это все. Но ведь не зря Иисус говорил "отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за мной". Так что все правильно.
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 4 раз(а)
|