Детская пока пуста Детская 0-1 Детская 1-3 Детская 3-7 Детская 7++ Спальня Гостиная Кухня Библиотека
Объявления

Привет, Гость ( Вход | Регистрация )

Ответить Создать Опрос

Каскадный · [ Стандарт ] · Линейный+

› Восстановление после родов: традиции прабабушек

Легенда
post 5 июл 2015, 23:33
Сообщение №1 (ссылка)

Мамаша Midnight
администратор
» обо мне «
дневник
Сообщений: 19631
Регистрация: 30.04.09
Новосибирск -> Москва

Кира 15.01.2010
«Вот раньше бабы были! В поле рожали, ребенка пеленали и дальше шли снопы вязать…» - с ностальгией говорят сейчас. И за этим восхищением стоит плохо скрываемый упрек современным женщинам, мол, «изнеженные все» и «больные». Такие трудовые подвиги родильницами действительно совершались, но не от того, что это естественно – сразу после родов как ни в чем не бывало работать, а потому, что жизнь заставляла. И возводить это в ранг эталона - безграмотно.

user posted image
Кирилл Лемох "Новое знакомство", 1885 г.

НА САМОМ ДЕЛЕ

История сохранила литературные труды, по которым можно сделать вывод, как наши предки рожали и рождались. Например, внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте, т.е. мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание. О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности – ни слова… Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели. «Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В.Жука «Мать и дитя». Чуть ранее его коллега, Г. Плосс, описал в своем трехтомнике под названием "Женщина" подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц "...в следствии слишком раннего оставления постели, развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые в последствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

Этнографы подтверждают: вплоть до начала 20 века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского "Крестьянская цивилизация в России": "…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа". Цитата из брошюры "Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири": "Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (...) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться".

Действительно, кто же вел хозяйство, пока молодая мать восстанавливала силы? Из этнографических источников известен обычай под названием «проведок» (где-то его именовали «отведок»): после родов в гости наведывались женщины. «Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду. Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества. Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому» (Т.А. Листова «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с рождением детей. Первый год жизни»). Резкое возвращение новоиспеченной матери к домашним обязанностям, не говоря уже о работе в поле, не приветствовалось. Продиктовано это было заботой о сохранении репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременностью и рождение наследника. И – на здоровую старость! Несомненно, революции и войны забирали мужчин, оставляя женщин один на один с заботами о том, как прокормить детей. И этот непосильный труд калечил. Те, кто воодушевленно говорит о родах в поле, не в курсе, что потом женщины носили особую перевязь, она проходила через промежность и повязывалась на плече, поддерживая выпадающие внутренние органы... Современная медицина одной одной из причин пролапса называет отсутствие положенной послеродовой реабилитации. Скептикам, что по-прежнему твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах 20го века в Чехословакии. Специалисты поставили своей задачей доказать пользу раннего вставания после родов. Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОТА

На долгое время была незаслуженно забыта роль повитухи в восстановлении женщины после родов. Сейчас уже мало кто знает, что она не только принимала ребенка, но и ухаживала за молодой матерью. И то время, что рекомендовалось проводить лежа, было наполнено ритуалами. Само название этой "профессии" - повитуха - происходит от глагола "повивать", то есть, пеленать, заворачивать. Вы когда-нибудь задумывались почему? По мнению В. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка) название произошло от свивальника, которым бабка, принявшая роды, пеленала новорожденного. Есть еще одна версия – повитуха пеленала и женщину. От губернии к губернии, от села к селу составляющие повитушьего таинства могли меняться, но основными всегда были баня для родильницы, правка тела и в завершении - пеленание, или повивание льняными полотенцами. Баня топилась по-женски мягко, чтобы в её теплом дыхании можно было расслабиться. Считалось, что пропотевание помогает изгнать "дурную кровь". С точки зрения физиологии, возможно, речь шла о выходе гормонов стресса, а также релаксина, который к концу беременности размягчает суставы и связки для прохождения малыша. Определенный его уровень сохраняется несколько дней после родов, поэтому ранее возвращение молодой матери к физической активности увеличивает риск смещений в организме.

В послеродовом ритуале обязательно присутствовали травы - в виде напитков, веников, растираний. Секреты всех вершков и корешков также помнила повитуха. А еще она владела, говоря современным языком, массажными техниками, - тогда они назывались ладками да правками. Вот как специалист по славянскому фольклору Б. Фрост описывает это в статье "Пуповая баба": "В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов. Говоря современным языком, бабка делала женщине массаж, но сопровождала его различными ритуальными действиями и приговорами". Частью таких действий становился так называемый "плач роженицы", когда усталость хотелось проговорить, а, может быть, проплакать, и - быть услышанной и принятой. Современным мамам часто не хватает такого участия: пожалуешься родным на отсутствие сил, перепады настроения после рождения ребенка, а в ответ услышишь обесценивающее "Нечего ныть, все рожали - и ничего..." О последствиях такой "поддержки" нетрудно догадаться.

Незаменимыми помощницами в послеродовом восстановлении женщины становились длинные отрезы льна - свивальники. В течение нескольких дней живот туго пеленался тканью, и в таком своеобразном бандаже молодая мама безопасно для здоровья могла перемещаться по дому. Еще раз свивальник "выходил на сцену" в процедуре перетягивания: повитуха словно собирала тело, утягивая его по очереди в семи зонах - от головы до стоп. Несколько дней осмысленной заботы о здоровье физическом и душевном завершались обрядом размывания рук между повитухой и женщиной, когда обе просили друг у друга прощения.

У древнего таинства послеродового ухода, считают этнографы, было еще одно значение - инициация. То есть, переход из одного социального статуса в другой, посвящение. Уклад жизни доурбанистических культур был регламентирован обрядами, когда человек, достигая определенного уровня зрелости, пройдя определенные испытания, включался в некое сообщество (становился полноправным членом племени, посвящался в тайны религиозного культа, принимался в рыцари и т.д.) В современном обществе механизм инициации упростился и потерял свой сакральный смысл, но мы по-прежнему нуждаемся в таких "переходах" - вспомните традиции отмечать выпускной, посвящать в студенты, надевать белое платье на свадьбу. С точки зрения психологов, это делает картину мира понятной и помогает определить свое место в нем. Карл Юнг связывал инициацию с исцелением, утверждая, что, когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему. Этапы послеродового повивания отчетливо напоминают некоторые этапы инициации: изоляция от общества, ритуальное омовение, символическая смерть (укутывание в ткань как в саван), возрождение в новом статусе. Посвящение в матери - возможно, такой смысл вкладывала повитуха в свои действия, помогая осознать, что девять месяцев беременности остались позади, и новый период требует от женщины самоотдачи в уходе за малышом; расслабляя тело так, чтобы эмоциональное напряжение прорвалось в виде слез и ушло, оставляя гордость за себя и радость: "Все получилось!" В случае потери ребенка в родах повитуха помогала принять и пережить горе...

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

Согревание после родов - в бане, бочке с горячей водой, укутыванием в одеяла - присутствует во многих культурах. Равно как и стягивание тела с помощью ткани. Например, забота о молодой матери в русской деревне удивительным образом перекликается с послеродовыми традициями на противоположной стороне земли - в Южной Америке. В Мексике силы родильницы восстанавливали в "доме горячих камней" - так переводится с языка ацтеков название местной бани "темаскаль". С помощью длинных шарфов ребозо мексиканские акушерки ладили тело.

Впрочем, говорить о традициях послеродового восстановления в прошедшем времени уже неуместно. Древние знания постепенно возвращаются - благодаря интересу к этой теме и усилиям современных мам. Помогает им информация, собранная учеными Русского Географического общества более ста лет назад – тогда, во второй половине XIX в., начался систематический сбор сведений о культуре русского народа. Ценным дополнением к этим материалам становятся воспоминания пожилых жительниц села, записанные краеведами начиная с 70х годов XX в. Большинство из респондентов выросли в многодетных семьях, сохранявших традиционный семейный уклад. Их рассказы содержат и воспоминания детских лет, и опыт собственного материнства, и услышанные от мам и бабушек обычаи из жизни предыдущих поколений. Эта этнографическая работа продолжается по сей день, хотя задача усложняется тем, что славянские повитухи хранили свои знания в тайне и передавали секреты мастерства устно – преемнице, выбранной по своему усмотрению. Наконец, возможность обратиться к опыту и традициям женщин других культур, позволяет найти общие подходы к послеродовому восстановлению. И сегодня мы становимся свидетелями того, как оживает старинное искусство помощи матери: современные повитухи практикуют, делятся полученным опытом и дополняют его новыми находками. Послеродовая забота в наши дни может происходить в бане - в расслабляющей атмосфере парной, или совершается в пространстве квартиры, с погружением в ванну. Кто-то использует травы, кто-то добавляет специи; есть ритуалы с песнями, а где-то звучат молитвы; прикосновения могут быть заимствованы из разных телесных практик - каждая мастерица привносит свои узоры в орнамент покрывала заботы. "Послеродовое повивание", "пеленание", "закрытие родов", "укутывание" - у современной процедуры много названий, но суть одна - поддержать молодую маму в самом начале её пути, помочь ей обрести ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.

Татьяна Гшвенд, перинатальный педагог
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
alisa_
post 6 июл 2015, 00:20
Сообщение №2 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 6841
Регистрация: 14.10.11
Санкт-Петербург

сын 2009
дочь 2014
Хм... а мне в РД говорили, что большинство акушерских осложнений, от слишком усиленного лежания... да мне и не хотелось...вставала через 2 часа, и ходила, и по лестнице в детский магазин (с санитаркой, я на платном отделении была, на 12 палат, 3 санитарки)
Причем в первый раз я лежала все таки , во второй - нет, в первый раз сокращалось все хуже, и живот ушел не сразу, во второй все много лучше.
Идея лежать неделю приводит меня в ужас, если честно.
(А то что еду приносят , это отлично, вот в Индии 40 дней после родов всю работу по дому вместо женщины выполняли ее родственницы, очень разумно)
Идея греть или охлаждать меня после родов мне тоже как-то не симпатична. :HET: А вот ходить кормящей в сауну - кайф, а то все мышцы жесткие и ноют когда кормлю , фигуре на пользу, но ощущения :fingal:
Но все это касается легких беременностей и не осложненных ЕР. (и вообще лично меня, но рекомендация от врачей особо не залеживаться была я так понимаю общей, и по моему опыту выходит они правы :???: )
Ревела в послеродовой период, даааа, отменно, но рисковых людей , чтоб сказать мне что я не права не нашлось :D
Единственное чего мне не хватило, при чем только в первый раз, чтоб меня все восхваляли , какая я молодец, и чтобы долго ! Не важно что все рожают, мне вот хотелось воспевания меня :)

Отредактировано: alisa_ в 6 июл 2015, 00:22
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Laredut
post 6 июл 2015, 00:22
Сообщение №3 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 961
Регистрация: 30.06.14
Согревание после родов

А вот у нас лед на живот кладут, это правильно?
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
alisa_
post 6 июл 2015, 00:31
Сообщение №4 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 6841
Регистрация: 14.10.11
Санкт-Петербург

сын 2009
дочь 2014
ЦИТАТА
Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.

Мне это так странно :scratch:
Если я буду здоровая лежать неделю у меня случиться или депрессия или бронхит :???: Очень мне это не полезно, впринципе, независимо от родов.
Наверное есть разные типы организмов :scratch: (и очень вероятно что так, имхо)

Ответ на сообщение [?] Laredut от 6 июл 2015, 00:22
Форумчанки гинекологи скажут я думаю
Мне вот лично кажется что и то и то не нужно вовсе.

ЦИТАТА
В течение нескольких дней живот туго пеленался тканью, и в таком своеобразном бандаже молодая мама безопасно для здоровья могла перемещаться по дому.

А вот большущим вафельным полотенцем я талию перематывала пару дней. Просто хотелось , не знаю почему. Причем не эластичный бандаж, а именно так.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Эхомама
post 6 июл 2015, 00:32
Сообщение №5 (ссылка)

Что-то еще, товарищ Новосельцев?
администратор
» обо мне «
дневник
Сообщений: 64211
Регистрация: 10.10.01
Столица

дочь 1999
дочь 2001
сын 2006
Что-то неприятное, почти сектантское ощущается в этом послеродовом пеленании роженицы :fingal: Недаром про это пишут только на сайтах всяких духовных акушерок и больше нигде :tomato:
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 1 раз(а)
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Идущая по краю пропасти
post 6 июл 2015, 00:32
Сообщение №6 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 2418
Регистрация: 12.04.12
Волгоград

Мирослав 26.12.11
Агата 11.08.14
Очень интересная статья!

Скажу по себе. Я с удовольствием много лежала пока в роддоме была. Вставала только по необходимости.
После выписки, с первым ребенком, было вообще идеально. Как раз чуть больше месяца у мужа был отпуск и он выполнял всю работу по дому за меня, а я только сыном занималась. Кайф.

Во второй раз мне повезло меньше. Никаких отпусков мужу не дали. Два дня после выписки он был с нами и все. На седьмой день после родов я осталась одна с двумя детьми и домашними заботами. Муж работал, после работы шел в новую квартиру ремонт доделывать, а потом доползал до дома и падал спать. А я еще по пол ночи дочку развлекала.
По этому первый месяц дался очень сложно. Депрессия послеродовая, усталось бешенная, ревела чуть ои не каждый день. А через месяц уже более менее в ритм вошла, депрессия прошла, тараканов в голове заморила. И стало легче.

Отредактировано: Идущая по краю пропасти в 6 июл 2015, 00:34
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
alisa_
post 6 июл 2015, 00:35
Сообщение №7 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 6841
Регистрация: 14.10.11
Санкт-Петербург

сын 2009
дочь 2014
Ответ на сообщение [?] Эхомама от 6 июл 2015, 00:32
ЦИТАТА ( Эхомама )
Что-то неприятное, почти сектантское ощущается в этом послеродовом пеленании роженицы Недаром про это пишут только на сайтах всяких духовных акушерок и больше нигде

Звучит зловеще :)
Но талию перемотать - правда, дело. Очень правильные ощущения. (Правда делала это явно без должного духовного трепета :) )
Насчет остального не знаю, в голову не пришло как-то :)

Отредактировано: alisa_ в 6 июл 2015, 00:38
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Эхомама
post 6 июл 2015, 00:38
Сообщение №8 (ссылка)

Что-то еще, товарищ Новосельцев?
администратор
» обо мне «
дневник
Сообщений: 64211
Регистрация: 10.10.01
Столица

дочь 1999
дочь 2001
сын 2006
Но талию перемотать - правда, дело.
Ну, талию ладно, для той же цели и послеродовые бандажи выпускают. Но зачем обматывать голову и какие-то там еще части тела, как в статье написано, в семи местах, что ли? :???:
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 1 раз(а)
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
alisa_
post 6 июл 2015, 00:39
Сообщение №9 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 6841
Регистрация: 14.10.11
Санкт-Петербург

сын 2009
дочь 2014
Ответ на сообщение [?] Эхомама от 6 июл 2015, 00:38
ЦИТАТА ( Эхомама )
Но зачем обматывать голову и какие-то там еще части тела, как в статье написано, в семи местах, что ли?

Может отвлекающие процедуры ?
А в перематывании ног может и практический смысл есть , носят же компрессионные чулки

Отредактировано: alisa_ в 6 июл 2015, 00:40
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Кисин Хвост
post 6 июл 2015, 00:43
Сообщение №10 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 24685
Регистрация: 10.01.09

Интересно, но в духе Рожаны, именно, что сектантством отдаёт.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить

Ответить Опции темы Создать
1 посетителей читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
здесь находятся:

 

 


Фотоконкурсы
альбом: Я и...
фотографии хозяек аккаунтов на фоне интересных объектов
известны победители

детский: Детский характер
какими растут ваши дети?
известны победители

творческий: Осенняя пора
красота осенних прогулок
известны победители

творческий: Уходи, зима седая!
лучшие фотографии этого зимнего сезона
известны победители

творческий: Пасхальный натюрморт
крашеные яйца, куличи, веточки вербы на вашем столе
известны победители

Победители прошлых конкурсов
творческий: Осенняя пора
4 место DenNa
[Фото]

Реклама
Анонсы
«Мама в кубе»: «Отдых без детей ведет к утрате их доверия»
Чем сейчас занимается самая знаменитая мама тройняшек в России? Как общаются между собой подросшие тройняшки, и какой новой книгой порадует Даша своих...
Беседовала Елена Сай

Плюсы и минусы норвежского воспитания
Многие мамы на форумах высказывали свои опасения по поводу безопасности посещения этой страны с детьми. Понимая, что у реальных семей, пострадавших от...
Антонина Фенева
Последние сообщения
[ 1042 ] Собираемся в Тунис 20:03 от: LIKA***
[ 118 ] Мартята-апрелята 19:40 от: Mirra
[ 256 ] Авиакомпания Победа 19:23 от: <<Талька>>
[ 1262 ] Королевские дома-13 19:17 от: Барбара Прямодушкина
[ 554 ] LASSIE#5. 18:40 от: Peppa
[ 237 ] Игра в ассоциации - 12 18:38 от: Peppa
Компакт-версия Сейчас: 24 авг 19, 20:09
Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей и других материалов, опубликованных на сайте. Помните, что в вопросах здоровья вас и ваших детей нельзя полагаться на советы, данные заочно по интернету!
Перепечатка и использование материалов сайта и сообщений из конференций РАЗРЕШЕНЫ только в интернете при наличии активной ссылки на MATERINSTVO.RU и с указанием имен авторов!
Использование фотографий ЗАПРЕЩЕНО без письменного разрешения их авторов!
Политика конфиденциальности и обработка персональных данных