Каскадный ·
[ Стандарт ] ·
Линейный+
Ребенок плохо читает. Скорость чтения
Nataii80 |
3 апр 2019, 08:56
|
*
кандидат » обо мне « дневник Сообщений: 18
Регистрация: 16.01.19
Даниил 20.10.2001
Надя 24.12.2015
 |
Крутая тема столько полезной информации
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 1 раз(а)
|
|
|
|
Slavka |
3 апр 2019, 09:20
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 3145
Регистрация: 15.04.15
 |
Здравствуйте! Вот и сын приближается к читающим деткам. За последнее прогресс очевиден. Раньше чтение для него было стрессом, теперь читает что-то сам (чаще конечно, вывески всякие, ну и д.з. с дошколки). Но тут мы с педагогом заметили проблемку, проконсультируйте, как помочь сыну? Раньше, сын с заметным стрессом брал книгу. Сразу текст большой (даже если несколько слов), читать много, я не могу и вот с этим настроением он садился читать. Естественно как следствие: мама, я прочитал, но я же нииичеееегооооо не понял((( Перечитать - еще большее отторжение вызывало. Искали варианты, дробили тексты, хвалили, вселяли уверенность. Стал читать, да медленно еще, но если он в хорошем настроении или сам что-то прочитал, то все понятно ему. Стал более уверенным, плюсом еще сыграло то, что в группе дошкольной подготовки еще не все научились читать и на их фоне он себя чувствует уверенно. Но я чувствую, что что-то не так, что-то ему мешает кроме стресса от размера текста. В итоге, вместе с педагогом вроде уловили проблему. Когда он читает, он нацелен что бы прочитать и он себя не слышит, поэтому и не понимает что именно прочитал. А учитывая, что с фонем. слухом есть проблема, то что бы услышать он должен быть нацелен на это. Чем помочь? Или ничего не делать, просто читать дальше, нарабатывать скорость, а потом уже придет понимание текста? К слову, последнее время стало лучше, чаще стал понимать о чем речь в тексте. Слоги читает слету, проблем нет. Часто когда читает открытые слоги переставляет гласную.
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
Cypeпка |
3 апр 2019, 10:44
|
*
пользователь » обо мне « дневник Сообщений: 13514
Регистрация: 4.09.15
 |
Slavka, стоп! СРОЧНО возвращаемся на несколько шагов назад. Если закрепится механическое чтение без понимания, это вы потом дооолго выкарабкиваться будете. Очень хорошо, что сын интуитивно чувствует неправильность такого чтения. Возвращаемся к начитыванию простеньких слов. Пока без стечений согласных и так называемых "обратных" слогов. Слова типа каша, рыба, желе, пироги, канава, поляна, кукуруза. Очень хорошо идут имена: Галя, Валя, Толя, Катя, Петя, Сима, Тима, Марина, Карина, Серёжа... Ну я как делала... Брала листочки из блока для записей, резала каждый квадратик на два прямоугольника, получались такие типа карточки. На одной карточке - одно слово. Вот вначале эти карточки складываются стопкой и прочитываются обязательно с пониманием, то есть ребёнок должен либо пояснить слово... ну там... Толя - имя мальчика, каша - такая еда (пояснение может быть абсолютно любым, лишь бы было понятно, что ребёнок смысл уяснил). Либо пальчиком в нужную картинку ткнуть... для этого нужные картинки на столе разложить заранее... ну я так и вообще схематично на большом листе быстренько отрисовывала рыбу ту же силуэтом или поляну в виде нескольких ёлок, стоящих полукругом, а посередине трава и ягодки... каждый такой рисунок, естественно, поясняется, что это такое, что это каша (тарелка с холмиком в крапинку), это канава (вообще две параллельные линии  ну можно схематически землекопа тут же изобразить), оно может быть вообще не сильно похоже... кстати, работа с вот такими символическими отрисовками вообще полезна сама по себе. И вот такое тыканье пальчиков в картинку даёт привязку зрительного образа слова к зрительному же образу картинки, то есть смысловому, то есть тут мы исключаем как раз посредника-озвучку, хотя слово и проговаривается обязательно. Потом выкладываем карточки столбиком и прочитываем ещё раз, опять с пониманием. В принципе, удобно при прочитывании карточек в стопке тыкать пальчиком в картинки, а при прочитывании карточек столбиком именно словами смысл пояснять... вот чисто в смысле организации зрительного восприятия... но это не обязательно. А потом из этих уже начитанных и понятых слов составляются предложения. Особую сложность тут представляют глаголы, потому что их трудно с картинкой соотнести... это ж действие во времени, а картинка - это только один момент времени. Ну вот либо чтоб изобразил это действие, либо какая-то картинка вразумительная, чтоб именно действие там понятно было, либо схематические изображения... либо словами объяснять, но это тоже сложновато... вот действие "купила" как объяснить? разве что косвенно... покупаем - это в магазине, на рынке, эта вещь раньше была не моей, а теперь моя, потому что я её купила... вот так как-то... Поэтому я обычно брала один-два глагола, их прочитывали и объясняли, а потом во все предложения только их и пихали. Валя купила желе. Катя купила молоко. Поля купила пироги. Лена купила сапоги. Марина купила лыжи. Тамара купила помидоры. Причём вот приведённые выше предлржения можно и из самих карточек выкладывать. Они специально так составлены: во-первых, начинаются с имени, которое пишется с большой буквы, как и предложение, во-вторых, сами слова не меняют свли окончания. На самом первом этапе можно давать только такие предложения, но потом нужно обязательно давать читать и всякие Поля купила рыбу. Такие предложения даются в написанном (печатными буквами) или напечатанном виде на отдельном листочке. И обязательно нужно не только читать, но и выкладывать. Как слова, так и предложения. Даёте на подобных карточках отдельно написанные слоги (на одной карточке - один слог, тут можно поменьше размеры карточек брать или вообще использовать кассу букв и слогов). Например, даёте (раскладываете на столе) слоги по, са, на, ги, ля. Выложи слово сапоги. Выложи слово поляна. Пусть выберет нужные и в нужном порядке и выложит, потом прочитает выложенное. Кстати, вот тут сразу начнёт себя слушать, просто придётся ))) услышать первый слог в слове сапоги (а вы-то ему не по слогам сказали, а нараспев, хоть и чётко), услышать второй слог, услышать третий... Потом даёте карточки со словами и просите выложить предложение Катя купила сапоги. А потом с этим предложением тоже можно поиграть, меняя его. Замени слово Катя на слово Галя. Замени слово сапоги на слово рукавицы. Замени слово купила на слово надела. Замени слово рукавицы на слово боты. Замени слово надела на слово купила. Замени слово Галя на слово Лена. Замени слово боты на слово помидоры. Замени слово купила на слово надела... и радостно смеётесь над тем, что получилось. Вот когда такие слова и предложения уже "отлетают от зубов", начинаете аккуратно вводить слоги, состоящие только из гласной. И на первом этапе это вводится только в начало слова. Ира, Ида, ивы, упала, Анюта, ягоды, афиши... Ну вот пока хватит с вас и этого ))) Причём предложения тут можно забабахать офигительные по длине Например: Таня, Вова, Митя и Толя купили на базаре сапоги, боты, помидоры, дыни, пироги, молоко и желе. Но поскольку все слова знакомые, то и чего пугаться?
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 2 раз(а)
|
|
|
|
Slavka |
3 апр 2019, 14:51
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 3145
Регистрация: 15.04.15
 |
Cypeпка, спасибо, возвращаемся значит срочно назад. Кстати, совершенно точно заметила, что сложные, заковыристые слова (в т.ч. глаголы) у него пролетают на одном дыхании и он их почти всегда понимает. А вот простые слова, самые обычные, коротенькие, прекрасно делящиеся на слоги тормозят чаще всего. Вот так слету слов не назову, но заметила и про себя удивлялась.
И еще, в дошкольном пособии чаще всего так и есть. Сначала читают слова, а потом из этих слов текст. Слова вопросов не вызывают, а вот текст сразу напрягает и тут же блокировка слуха. Я вот никак не могу понять, неужели так себя проявляет фонематич. слух. Порой кажется, что он дедушка старенький, не слышит постоянно переспрашивает. Но слух то проверяли и не раз. И когда тихо себе произносит, ну те же слоги твердый или мягкий, ответить может только когда громко-громко произнесет слог.
Отредактировано: Slavka в 3 апр 2019, 14:55
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
Cypeпка |
3 апр 2019, 17:17
|
*
пользователь » обо мне « дневник Сообщений: 13514
Регистрация: 4.09.15
 |
Slavka, непроизвольное действие и произвольное - это два абсолютно разных действия ))) ну то есть вот совсем. Мой, например, полтора года учился закрывать рот по просьбе. Ну у него вообще с иннервацией жуть жуткая, он ни фига свои мышцы не чувствовал и не управлял. Когда его просили рот закрыть, он руку снизу под челюсть подкладывал и задвигал в закрытое положение... то есть он понимал просьбу (по губам-то хорошо читал и понимал), понимал механизм самого действия и даже нашёл свой способ выполнения ))). Вот так года полтора позадвигал - и мышцы лица постепенно включаться начали... через ещё полгода кое-как заработало... Но при этом с жеванием у него никогда не было никаких проблем вообще. Челюсть прекрасно и открывалась, и закрывалась... потому что жевание - это действие непроизвольное. В отличие от произвольного, когда нужно именно по просьбе специально рот закрыть. Вот с речевым слухом то же самое. Одно дело - просто слышать, это непроизвольно, другое дело - специально вслушиваться и анализировать. У меня с музыкальным слухом так  вернее, с воспроизведением. Вот если непроизвольно петь мелодию так, как само поётся, то оно вполне может и выехать в "ту степь". А вот если не в целом от мелодии идти, а, скажем, интервалы выстраивать - а вот фиг  иногда получается, иногда вообще никак... ну я и сама слышу, что опять мимо  ну я хитрая - я непроизвольный слух тут же подключаю, чтоб "само". Если напрягают предложения при нормальном прочтении слов, то я уже написала приёмы. Это составление предложений из заранее прочитанных слов, можно даже читать отдельно первое слово - выкладывать, читать второе - выкладывать, потом читать предложение целиком фактически наизусть, помня, какие слова были выложены и составляя из них предложение в уме. Это замена одного слова в предложении на другое и прочтение нового варианта целиком... и тоже работа идёт фактически в уме, но с сильной привязкой и к зрительным образам. И уже "на закуску" прочитываются очень простенькие предложения "с листа", где все слова точно узнаваемы. Ещё фишка - писать предложения не друг за другом, а "в столбик", начиная каждое предложение с новой строки. И их должно быть немного и заранее известно, сколько именно... прям сразу и договариваемся на три предложения... ну всего-то три! коротких! тоже, кстати, психологический момент: если предложение уложилось по длине в одну строку, то оно короткое, даже если там семь слов, а уж если оно примерно в половину строки - так оно суперкороткое  А вот если предложение из трёх слов начинается на одной строке, а заканчивается на другой - оно воспринимается как длинное. А потом опять работа над отдельными словами и опять предложения из них... ну три! всего три! где ж тут длинное?
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 1 раз(а)
|
|
|
|
Cypeпка |
3 апр 2019, 17:22
|
*
пользователь » обо мне « дневник Сообщений: 13514
Регистрация: 4.09.15
 |
А что касается того, почему длинные слова зачастую читаются легче - у них зрительный образ более узнаваем, отличительных особенностей больше. Ребёнок их именно узнаёт, не прочитывая подробно... узнаёт, а потом озвучивает. А коротенькие слова - они более безликие, их труднее опознать вот так, по характерным приметам.
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
Slavka |
3 апр 2019, 18:26
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 3145
Регистрация: 15.04.15
 |
Cypeпка, да уж, как все сложно оказывается. Спасибо
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
Uzorova Olga |
2 июн 2019, 19:51
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 13134
Регистрация: 21.06.15 Москва
 |
Ответ на сообщение Slavka от 3 апр 2019, 09:20ЦИТАТА ( Slavka ) Когда он читает, он нацелен что бы прочитать и он себя не слышит, поэтому и не понимает что именно прочитал. А учитывая, что с фонем. слухом есть проблема, то что бы услышать он должен быть нацелен на это. Чем помочь? Или ничего не делать, просто читать дальше, нарабатывать скорость, а потом уже придет понимание текста? !!! Slavka, Сурепка Вам всё правильно написала. Я немного уточню. ЛЮБОЕ чтение текста должно быть осмысленным. Скорость чтения засчитывается только в том случае, когда ребёнок понял текст. Старайтесь предлагать ребёнку более простые тексты с короткими и понятными словами. Обязательно каждый день отрабатывайте чтение хотя бы одного текста на "5+". Ответ на сообщение Nataii80 от 3 апр 2019, 08:56ЦИТАТА ( Nataii80 ) Крутая тема столько полезной информации Заходите))
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 1 раз(а)
|
|
|
|
Speranza |
30 июн 2019, 19:46
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 1395
Регистрация: 17.02.09 МО Раменский р-н
мальчик авг. 2006
еще мальчик янв. 2012
 |
Добрый вечер. Подскажите пожалуйста, что делать с ребенком)) В первый класс пойдем осенью. Читать не любит, не хочет. Когда читает, делает кучу ошибок, видит буквы в общем и слово складывает по-своему, часто не угадывает. Прочитанный текст понимает, пересказать может. Вот, к примеру, сейчас читаем "Жили-были ёжики", с половины страницы самые явные ошибки, не считая неправильных окончаний: (как он читает - как написано) Утонула лосина - утонул лось Разыскали -рассказывали Начили, начали - начинали Други - из груди Однажды - Даже Сушеная - сухая.
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
Cypeпка |
30 июн 2019, 21:11
|
*
пользователь » обо мне « дневник Сообщений: 13514
Регистрация: 4.09.15
 |
Speranza, такие вещи всегда лучше смотреть очно. Там очень много нюансов может быть, надо смотреть зрительное восприятие, логопедию, прочие подобные моменты... Вы как насчёт встретиться?
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
1 посетителей читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
здесь находятся:
|
|