Каскадный ·
[ Стандарт ] ·
Линейный+
Как и когда научить ребенка читать
Иванова Лена |
26 янв 2017, 23:48
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 42581
Регистрация: 6.03.10 Бахчисарай
Степан 15.03.06 Ирина 11.12.07
Ольга 25.09.09 Артём 19.06.12
Виктор 23.07.16
Ксения 26.03.19
lenaelly
 |
практически везде-"не получится", "я не справлюсь","мне сложно" У меня Оля такая. Да, как Ольга Васильевна говорит - позиция слабого. Ну плюс она часто оказывается в тени более талантливой и более старшей сестры. Ей надо постоянно повторять, что она может ВСЁ, что она умница,подчеркивать успехи -вот ты постаралась, сегодня ни одной ошибки в диктанте. Ошибки воспринимает как личную трагедию. Тут идет в ход народная мудрость - не ошибается только тот, кто ничего не делает
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
Factorial |
27 янв 2017, 17:21
|
*
пользователь » обо мне « дневник Сообщений: 83
Регистрация: 24.09.15
 |
Тот, кто ничего не делает, ошибается уже этим. Следовательно, ошибаются все. Не помню, кто сказал: "Не бойтесь совершенства, оно недостижимо". От себя добавлю, перефразировав. Не бойтесь несовершенства, оно неизбежно. Если, например, шахматист будет бояться недостатков позиции, он не сделает ни одного хода. А боязнь ошибок провоцирует стремление ничего не делать. И откладывание дел на потом. А затем кажется, что если дело долго откладывается, стало быть, оно очень трудное (в действительности это часто иллюзия). И тогда откладывается ещё больше. Психологический триггер. Прокрастинация. Добрый день! У нас появились слоги сами собой.  НО, встал очередной затык. Она не понимает, что слоги читаются только когда согласная соединяется с гласной. И например слово "СНЕГ" читает "СТ... ЕГ" Пытаюсь пояснить что такое согласные и гласные и что что в этом слове С читается отдельно, потом НЕ..Г. Но в другом подобном слове опять затык. Как в этом случае объяснить? Данной проблемы не будет, если вообще не учить читать по слогам. Но если начали по слогам, тогда сложнее... Меня мама научила читать до 4 лет с самого начала и принципиально без слогов. А три года спустя, в первом классе, когда пришлось читать по слогам букварь, слушать не могла! В данном случае обучение уже идёт по слогам. Но при этом ребёнку не объяснили, что слог может содержать более двух букв и обязательно содержит гласную, и при том только одну. При этом согласных может быть несколько как до гласной ("снег", "взгляд"), так и после неё ("фарт", "франт", "трест", "пакт"). Как видим, даже взрослому не так-то просто это сформулировать. Кроме того, некоторые слова можно разделить на слоги разными способами. Например, ка-пу-ста или ка-пус-та. А читать без слогов можно научиться до освоения понятий слогов, гласных и согласных. А слово "снег" читать просто вместе. Снег и в Африке снег, хотя в Африке он бывает редко. А прочитав "снег", без слогов можно довольно скоро прочитать и "Африка". А по слогам - можно подумать, что это очень сложно: надо же, целых три слога, да ещё с большой буквы - кошмар! Кстати, слова "слог" и "сложный" однокоренные. А обучение чтению по слогам - укоренившийся в сознании большинства стереотип. Укоренившийся настолько, что обычно родители уже не представляют себе иных возможностей. Этот стереотип мешает спокойно жить и трезво и критически мыслить, как и многие другие стереотипы, например гендерные. Если обучение уже пошло по слогам, можно также сказать, что некоторые слова, даже не самые короткие, содержат только один слог. По поводу снега можно и подсказать: здесь один слог, читай вместе! А то многие дети привыкают, что слог - это всегда две соседние буквы. И, читая по слогам, как они понимают слоги, дробят слова на части из двух букв, даже согласных! Отредактировано: Factorial в 27 янв 2017, 23:31
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
MamaEva |
27 янв 2017, 21:57
|
*
редактор » обо мне « дневник Сообщений: 4919
Регистрация: 25.01.12 Moscow
Дочка 10.09.2012
Сыночек 08.08.2018
 |
Данной проблемы не будет, если вообще не учить читать по слогам. Но если начали по слогам, тогда сложнее... Меня мама научила читать до 4 лет с самого начала и принципиально без слогов. а как без слогов?
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 1 раз(а)
|
|
|
|
МандаринкаАЕ |
27 янв 2017, 22:06
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 16840
Регистрация: 13.05.15 Москва
Аглая Елизавета 28.12.2005
 |
а как без слогов? как совсем без слогов - не скажу, но пулей проскочить этот этап вполне возможно - моя по слогам читала ровно 3 недели - чуть больше 2х часов в совокупности. Но это было не в 4 года
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
MamaEva |
27 янв 2017, 22:14
|
*
редактор » обо мне « дневник Сообщений: 4919
Регистрация: 25.01.12 Moscow
Дочка 10.09.2012
Сыночек 08.08.2018
 |
Но это было не в 4 года ну вот тут да. В 6 лет оно может и само образуется как-нибудь))) но мы уже начали читать. И читает она всё подряд на вывесках, упаковках. Очень нравится когда мы пони покупаем маленьких в коробочке имена их читать внутри на бумажке. И там вообще сложно ей. Имя МАРГО соответственно было прочитано как МА..РГ..О
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
Factorial |
27 янв 2017, 22:54
|
*
пользователь » обо мне « дневник Сообщений: 83
Регистрация: 24.09.15
 |
а как без слогов?  Просто петь, тянуть все звуки в слове подряд с плавным перетеканием, и гласные, и согласные. Например ввввввввввввввоооооооооооооооооооооооооооот ("т" тянуть трудно, но здесь это не важно). Тогда, уже зная буквы, ребёнок может зачитать через несколько минут и не почувствовать процесс обучения как тяжёлый труд. У меня при этом даже не было ощущения события, никогда не думал: "Ура! Теперь я умею читать!". А лет через 6 мама тем же методом за считанные минуты научила читать в очереди шестилетку 31 августа. А то его мать не знала, что делать: ребёнок буквы знает, а читать не умеет, а завтра идти в первый класс! Просто паниковала! А через несколько минут была очень благодарна, а паника осталась позади! Всего и делов-то! Отредактировано: Factorial в 27 янв 2017, 23:06
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
МандаринкаАЕ |
27 янв 2017, 22:59
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 16840
Регистрация: 13.05.15 Москва
Аглая Елизавета 28.12.2005
 |
ну вот тут да. В 6 лет оно может и само образуется как-нибудь))) у моей это случилось в 5 Имя МАРГО соответственно было прочитано как МА..РГ..О это, ИМХО, не прочитано, а проспелленговано
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
MamaEva |
28 янв 2017, 12:46
|
*
редактор » обо мне « дневник Сообщений: 4919
Регистрация: 25.01.12 Moscow
Дочка 10.09.2012
Сыночек 08.08.2018
 |
Factorial, эээ, зачем же тогда во всех букварях идёт обучение по слогам? Самое первое в букваре Жуковой - слияние слогов! Я не лингвист, меня по слогам учили. Как по-другому объяснить ребёнку что слово снег надо "просто прочитать слитно". Она мне у виска покрутит.  она знает буквы, знает как они сливаются в слоги. Но вот так взять и прочитать СНЕГ одним слогом она не может.  возможно это следующий этап, когда слоги сливаются в слова.. не знаю.
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
Factorial |
29 янв 2017, 05:11
|
*
пользователь » обо мне « дневник Сообщений: 83
Регистрация: 24.09.15
 |
Factorial, эээ, зачем же тогда во всех букварях идёт обучение по слогам? Если честно, не знаю! И да, при обучении по слогам имеют место этап обучения слиянию букв в слоги и этап обучения слиянию слогов в слова. При обучении без слогов, сразу максимально слитно, эти два начальных этапа также сливаются в один. И когда ребёнок сразу начинает читать слова, пусть короткие и простые, он не теряет интерес. Можно давать сначала слова из одного слога - ёж, мяч, сад, мир, май... Увы, "снег" иногда сразу трудно. А чтение слогов для него с самого начала тяжёлый труд, смысла которого он не понимает. Вот и возникает проблема сохранения мотивации, многих приходится заставлять. Один знакомый до школы знал буквы, но читать не умел, хотя, кажется, мог считать. В начале первого класса его учила читать по букварю старшая сестра. Говорили: И-З. ИЗ. Б-А. БА. Вместе!... Дом! (рядом была картинка). Пришлось съесть пуд соли, прежде чем удалось прочитать ИЗБА! Именно этап слияния слогов в слова вызвал затруднение. Возможно, многие дети при этом теряют веру в свои возможности, интерес к процессу и начинают говорить "не хочу", "не буду"! Может быть, стоит обсудить достоинства и недостатки обучения чтению по слогам и без слогов? У меня даже была мысль создать опрос: кто научился или научил детей читать по слогам, а кто без слогов. И кто вообще не помнит. Но опрос может создавать только ТС, поэтому нужно создавать новую тему (а нужно ли для такой частности?), правильно выбирать раздел для неё. Обучение без слогов легче проходит в быту и в повседневном общении, требует меньше усилий и времени, лучше сочетается с таким процессом как анскулинг. Обучение по слогам, возможно, раньше даёт понятия слогов, гласных и согласных. Возможно, в дальнейшем ребёнку проще осваивать некоторые операции, например расстановку ударений и перенос слов. Однако обучение по слогам состоит из большего числа этапов, требует больше времени и усилий (на некоторых этапах с точки зрения ребёнка бессмысленных). Вряд ли при этом кто-то зачитает через 3-5 минут! И с большей вероятностью потребуются организованные и целенаправленные занятия, за которые ребёнка придётся усаживать, включающие в себя ощутимую составляющую того, что "скучно", но "надо"! Если ещё кто-то из форумчан сам научился или научил ребёнка читать без слогов, пишите! Надеюсь, что я здесь такой не один. Тогда тоже поделитесь опытом! Любопытно также, описано ли где-либо обучение без слогов в методической литературе, хотя я не педагог и не лингвист. Отредактировано: Factorial в 29 янв 2017, 05:25
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
Factorial |
29 янв 2017, 05:39
|
*
пользователь » обо мне « дневник Сообщений: 83
Регистрация: 24.09.15
 |
В то время, когда начала учить, у меня не было цели, чтобы читал. Умение читать я обнаружила уже по факту. Когда он научился, я так и не узнала. Букварей в доме не было никогда. Он не знал, что такое букварь У мамы тоже не было цели, чтобы читал. И вообще не было первостепенной и оформленной цели развивать. Скорее просто развлечь, самой развлечься, поиграть и поговорить с ребёнком. А развитие - как получится, - без программ, без методик и без планов. И без стремления научить чему-либо в определённом возрасте. А когда не ставят целей, нет и боязни неудач! Ни у обучающих, ни у обучаемых! До школы букварей у нас тоже не было! Была игра "Составь слово", в которой на линейку с прорезями можно выкладывать разноцветные пластмассовые буквы с выступами, входящими при этом в прорези. Но игру купили, кажется, когда я уже немного читал, а с ней учился читать более сложные слова, например "железо". А если обучение чтению для ребёнка и взрослых - тяжёлый труд, значит, что-то делается не так, и организация этого труда ненаучная. Да и никакой особой организации не требуется! Отредактировано: Factorial в 29 янв 2017, 06:09
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
1 посетителей читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
здесь находятся:
|
|