Джеки пишет о школе, как мне показалось, в другом ключе.
Я поняла ситуацию так:
Мамы возмущены, что девочка отвечала у доски медленно, запинаясь, и время урока тратилось на её устный опрос, вместо изучения, например, дополнительных разделов предмета. Есть точка зрения, что детям с серьёзными-медицинскими- сложностями в устной речи лучше отвечать устно наедине с учителем, чтобы снять лишний стресс и не заставлять ждать 30 других детей. Есть другие точки зрения.
В другом ключе, но не совсем так.

Мамы были возмущены, что в классе есть ребенок, который отвечает нормально, но потом вдруг начинает запинаться. Длятся эти запинки 1-2 минуты. И за это время запинок новый дополнительный раздел освоить нельзя. Дело в другом. Мамы были недовольны, что их дети с идеальной речью попали в один класс с девочкой с неидеальной речью: лучшие дети должны учиться с лучшими детьми, другим рядом делать нечего.
Про точку зрения, что детям со сложностями в речи лучше отвечать устно наедине с учителем ... Какого века эта точка зрения? Даже когда задержка речевого развития не компенсирована перед школой, и ребенок с тяжелым нарушением речи идет в коррекционную речевую школу, там учителя всегда стараются натренировать ребенка на ответ перед классом. Пусть там 10 человек в классе, ответ должен быть перед одноклассниками. В этом смысл: не только натренировать челюстной аппарат на правильное произнесение слов и фраз, но и научить говорить перед людьми. Если просто научить говорить, например, моторного алалика, но при этом не научить его "говорить" в беседе, в контакте с другими детьми и взрослыми, результат работы дефектолога не полный, мягко говоря, близкий к провалу.
Даже не столько коррекционные школы, сколько система определения туда ученика. Кто-то может и должен учиться и в массовой школе. Без поведенческих проблем, с сохранным интеллектом. Такому ребенку можно и помощника дать, чтобы помогал передвигаться. Других же надо как-то иметь возможность переводить в те школы, которые для них будут более оптимальными. С родителями работать, убеждать их, что именно так будет лучше для их ребенка.
Tori**, система определения ученика в коррекционные школы сугубо от специалистов, уполномоченных государством, практически невозможна. У нас мало специалистов-практиков, профессионалов, реально работающих с особенными детьми и понимающих, как с ними заниматься.
И например, многие дети с ментальными нарушениями, они настооооолько различны, что только индивидуальный подход к ребенку и понимание специалиста (практика!!!) может помочь маме выбрать правильный образовательный маршрут.
Говорю, как человек прошедший со своим ребенком ПМПК, потом экспресс-стресс-фашизм-диагностику в ИКП (институт корр. педагогики)... Очень часто направление в коррекционное дошкольное или школьное учреждение идет специалистами не на основании особенностей и способностей ребенка, а от наличия мест в корр.учреждении, готовности персонала работать с этим диагнозом. Например, на ПМПК мнения по поводу моей дочери-алалика разделились. Логопед и невролог за корр. логосад, а психиатр и глава комиссии дама-педагог за сад для детей с нарушениями психики. Последним было плевать на интеллект, на то, что дочка выполнила все тесты на соответствие психического развития возрастной норме, на то, что невролог упорно говорила, что даже легкой формы ЗПР нет. Психиатр и педагог повторяли как мантру: речь -
высшая психическая функция, отсутствие речи есть нарушение психики. А как же тесты? А пофиг. И только то, что я уперлась и сказала, я знаю, что есть места в логопедическом коррекционном саду, нас там ждут и я не двинусь с места, пока не получу то, что у нас реально есть: нарушение речи, психическое развитие в норме. Моя упертость не позволила отправить дочку туда, куда ей было не нужно. И моя уверенность была основана на том, что до ПМПК мы с дочкой обошли всё что возможно, и спецы говорили, что ЗПР нет. Прорвались в логосад.
А направляли в другой сад по очень простой причине: девочка с хорошим интеллектом и поведением была бы очень хорошей воспитанницей в саду для детей, диагнозы которых гораздо тяжелее, и свободных мест в том саду много.
А мальчик 4-летка с диагнозом аутизм при прекрасной речи не прорвался никуда. Ему нужно было время и "добрая волна" от собеседника. Он вошел в комнату ПМПК, на него посмотрели и строго сказали: назови имя и возраст. И всё, он замолк, уткнулся в маму.
А до этого в коридоре во время ожидания 20 минут ни с кем из детей не контактировал, а потом начал всё-таки общаться с моей дочкой и прекрасно общался. Спецы на ПМПК просто не знали, а шо делать с аутизмом, куда мальчика отправлять, в заключении: не обучаемый.
Позже перед школой в ИКП ситуация с моей дочкой в какой-то мере повторилась.
Спецы ИКП: У Вас в деле алалия, вы не можете учиться в массовой школе.
Почему?
Потому что в анамнезе этот диагноз, в речевую.
И потом пошел ор на ребенка. Сидела дочка, отвечала на вопросы орущих теток и вжималась тихо в стульчик. Я спросила: зачем кричать на ребенка? Почему нельзя спокойно задавать вопросы? Ответ: мы вам не частный логопед, чтоб сюсюкать с алаликом.
Она должна сейчас начать делать ошибки в речи, чтобы вы поняли, что ей нечего делать в массовой школе.
Добились. Ошибка была сделана. Неправильное применение предлога "из-под" и неправильное произнесение слова "правда".
Я посмотрела на специалистов, мысленно послала на... и пошли в массовую школу. В итоге: английский на очень хорошем уровне, технические предметы хорошо идут. За плечами участие во всероссийской олимпиаде по информатике на школьном и окружном уровне. В этом году будет пытаться по 4 предметам участвовать. Ага, ей не место в массовой школе.
И с нами до недавнего времени учился мальчик с ментальными нарушениями. Застенчивый, неагрессивный, с прекрасным интеллектом. Но ему очень тяжело было общаться с одноклассниками. С некоторыми он замыкался. Постепенно всё налаживалось, он научился общаться не только с доброжелательными одноклассниками, но и с другими. И тут произошел конфликт между мамой и кем-то из преподавателей, подробностей я просто не знаю. Парень ушел. И мне очень жаль, потому что парень способный, добрый. А его "ушли"... Жаль, очень жаль...
А сколько таких ментальников, имеющих особенности в развитии, еще в дошкольном возрасте, на ПМПК посылаются туда, куда им не нужно, и не получают нужной дефектологической помощи...