И смысл отработки - именно в том, что поскольку мы всё время обращаемся к конкретной информации, то её нужно и держать где-то "под рукой". Оно и лежит поближе, и маршрут хорошо известен: а, ну это вот там у нас... третий проход направо, девятая секция, седьмой стеллаж, четвёртая полка сверху... ну и так далее.Ну это очень примитивно, конечно... но по сути верно.И качество запоминания в большей степени зависит именно от количества повторов. Не ударно полтора часа посвятить, а капать и капать... сегодня, завтра, через неделю, через месяц... постоянно гоняя к этой самой полочке, не давая забыть маршрут. Через некоторое время он ещё и оптимизируется... найдётся более удобный путь, появятся какие-то удобные ориентиры... да и вообще чего специально за этим бегать - заодно с чем-то захватим ))), да и вообще вот сюда переложить - удобнее получится... само оно сюда просится...
Что касается всех видов счета, ТУ, внетаблички, орфограмм, частей речи, членов предложения и т. п. и т.д. я понимаю, схема такова - понял - отработал - перевел в долгосрочную память и забил ею оперативку.
А как быть с абстрактными понятиями?
Год назад я столкнулась с тем, что мне приходится объяснять сыну практически каждое слово. Например - из песни Чижа "Фантом" - я тогда слушала эту песню, сын подсел, спросил, что это ты, мама, слушаешь? Ну и понеслась душа в рай. Честно скажу, не смотря на то, что объясняла каждое слово из песни и помогал мне в этом клип, мне было легко объяснять - я видела понимание всего того, что я объясняю и показываю с помощью клипа. Вот, допустим, строчки из песни:
"Я бегу по выжженной земле"
и клип, где бежит летчик по земле. Спрашиваю: "что такое выжженная? Это черная, после пожара земля"
"гермошлем захлопнув на ходу"
и летчик, который застегивает гермошлем - останавливаю клип, показываю, что такое гермошлем, для чего он нужен.
"мой Фантом стрелою белой на распластанном крыле с ревом набирает высоту" - объясняю, что "фантом" - название боевого самолета, который взлетает так высоко, что его становится не видно и летит он так же, как стрела из лука. У сына есть лук, он из него стреляет, он улавливает. Он даже понял значение слова "распластанный". Дальше тоже ничего сложного - у него радиоуправляемые игрушки, и что такое с ревом набирает высоту, ему тоже понятно.
"Вижу голубеющую даль, Нарушать такую просто жаль." - посмотрели вдаль, увидели небо, нарушать пилоту жаль. Сын видел полоски в небе, остающиеся после самолета, тут ничего сложного.
"Жаль, что ты ее не видишь, Путь наш труден и далек, Мой Фантом несется на восток" - я спрашиваю у сына: "а почему он несется на восток? Что там? Смотри, что будет сейчас"
"Делаю я левый поворот. Я теперь палач, а не пилот. Нагибаюсь над прицелом и ракеты мчатся к цели, впереди еще один заход" - а в это время в клипе показано, как из самолета летят ракеты, бомбы и взрываются.
"Вижу в небе белую черту, мой Фантом теряет высоту" - спрашиваю: "что это за черта? Почему самолет теряет высоту? Потому что его подбили и самолет летит вниз"
"Катапульта - вот спасенье" - останавливаю клип, показываю катапульту, объясняю механизм действия, смотрим, как из горящего самолета пилота выбрасывает.
"И на стропах натяженье" - парашют открывается
"Сердце в пятки" - очень сильно испугался
"В штопор я иду"- отвесно падает.
"Только приземлился, дикий крик, Желтолицые вьетнамцы, верещат в кустах как зайцы, Я упал на землю и затих. Вновь иду по проклятой земле"
спрашиваю: "а почему по проклятой? потому что пилот прекрасно понимает, что он враг, бомбил чужую землю, его подбили и теперь его убьют. Если его отпустить, он опять вернется и будет убивать, поэтому его надо убить."
"Гермошлема нет на голове. Сзади дулом автомата в спину тычут мне солдаты, Жизнь моя висит на волоске. "Кто же тот пилот, что меня сбил?" - одного вьетнамца я спросил. Отвечал мне тот раскосый, что командовал допросом: "Сбил тебя наш летчик Ли Си Цын" - спрашиваю - сын ты понял, что сбил американца русский Лисицын?
"Это вы, вьетнамцы, врете зря. В шлемофоне четко слышал я: "Коля, жми, а я накрою, Ваня, бей, а я прикрою" Русский ас Иван подбил меня. Где-то там вдали родной Техас, дома ждут меня отец и мать. Мой Фантом взорвался быстро в небе голубом и чистом. Мне теперь вас больше не видать"
Сын понял все значения слов, понял смысл песни, выучил быстро ее, она ему понравилась. Песня основана на реальных событиях.
А недавно я слушаю песню "Барышня", исполняет Кашин.
"Солнце и плечи, ветер и волосы," - речь о летнем времени, сын не понимает, для него это набор слов, по отдельности слова понятны, а то, что вместе символизируют - нет.
"Время устало делится на полосы,"- стопор - Как время делится на полосы?
"Жизнь в обещании вечной весны." - я объясняю, что весной самое многообещающее время, молодые листочки, все только-только начинается в природе.
"Я сочиняю вам стихотворение,
Я начиняю его озарением.
Барышня, барышня, вы безвозвратно пьяны." - ну и опять для сына набор слов.
"Дайте мне руку, нынче непросто
Ходить на носочках по чистому воздуху
В метре от прокаженной земли.
Я обеспечу вам ваше парение
Тайными клятвами и увереньями,
Солнце и ветер в бокале сухого шабли." - попросила объяснить, как это он понимает. Он не понимает. Он не понимает красоту отношений.
В классе у всех есть мобильники, у некоторых детей мобильный интернет - они смотрят порно. не знаю, когда, но в лексиконе сына появилось всякое-разное, свидетельствующее о "просвещенности" в этом вопросе.
И мимо - такая красота. Слов, понятий, абстракций.
Да, ему 10, он маленький еще. Но все же. Формируется же понятие красоты слов, действий, поступков и т.п....
Отредактировано: Мерцание в 15 окт 2019, 00:42