Начальник смены Чернобыльской станции Борис Александрович Баранов.

11.11.1940 — 06.04.2005.
Единственный, кто на сегодняшний момент действительно умер. И занесен в книгу Памяти ЧАЭС, кто желает, может убедиться в этом.
Книга Памяти ЧАЭССтарший инженер управления блоком турбинного цеха номер два Валерий Беспалов (справа).

Старший инженер-механик реакторного цеха номер два Алексей Михайлович Ананенко.

Роли распределились так: Алексей Ананенко знает места задвижек и возьмет на себя одну, вторую покажет Валерию Беспалову. Борис Баранов будет помогать им светом и придет на помощь, если у кого-то заклинит клапан.
Все трое облачились в гидрокостюмы и начали спускаться в чёрные подреакторные помещения, затем прошли по коридору к бассейну-барботеру.
В коридоре стояла вода, но плыть не пришлось. Насосы пожарных машин значительно снизили уровень воды в подреакторных помещениях. По воспоминаниям участников, воды было максимум по колено.
Задвижки были найдены, открыты, вода ушла из бассейна, и угроза теплового взрыва была ликвидирована. «Дайверы» успешно вернулись обратно.
Дальше началось самое интересное.
Дальше почему-то все, кто писал об этом подвиге… похоронили героев!
Обычно завершение всех рассказов выглядело так:
«Группа успешно выполнила задание и вернулась, как казалось, совершенно невредимой, успев даже дать несколько интервью для СМИ, но невидимый враг уже делал своё дело...
...Алексей и Валерий умерли через 10 дней в одной из московских больниц. Борис прожил немного дольше».
Вот так. Между тем, никто из трех «дайверов» не получил смертельной дозы радиации. Это были профессионалы из числа работников станции, поэтому, выходя на задание, они имели радиометры ИК-50, по паре на человека, а Баранов взял с собой ДП-5.
Потому-то и смогли пройти через «отмеченные» радиацией участки и вернуться назад.
Зачем потребовалось их хоронить – не совсем понятно, если честно. И рассказ о геройски пошедших на смерть инженерах копируют и пересказывают до сих пор.
И никому в голову не пришло узнать, а правда ли все рассказанное? Неправда. Но зачем портить такую красивую сказку? Проще добавить ужасов о возможной детонации от теплового взрыва трех оставшихся энергоблоков и полному «крантецу» всей Европе.
На самом деле, знающие и понимающие ситуацию инженеры ЧАЭС четко выполнили задачу по предотвращению теплового взрыва.
Насколько удалось узнать, все были награждены орденами Трудового Красного Знамени, а в 2008 году уже президент Украины наградил Ананенко и Беспалова орденом за личное мужество.
Алексей Михайлович Ананенко ушел с ЧАЭС и работал в Государственной инспекции ядерного регулирования Украины. В наше время сотрудник Украинского ядерного форума.
Беспалов и Баранов не покинули ЧАЭС, если верить украинским источникам, Беспалов до сих пор там работает.
Точно найти сложно, фотографий почти нет. Но здесь, главным образом, Книга Памяти ЧАЭС свидетельствует. Живы.
Так что дай бог здоровья Алексею Ананеко и Валерию Беспалову, вечная память Борису Баранову. И наша благодарность: большое дело сделали мужики.
Долго жить будут еще, наверное. Раз столько раз похоронили…
После аварии все трое инженеров продолжали работать на шахте в другом реакторном цеху. Ананенко в 1989 году перешел в другую организацию, связанную с атомной энергетикой и безопасностью. В советские времена получил "Знак почета", а в 2018 орден "За мужество" III степени из рук президента Петра Порошенко. В 2017 году Ананенко на пешеходе сбила машина, он 36 дней провел в коме, получил тяжелую травму головы и ноги. Сейчас ему трудно говорить.
Ананенко и Беспалов живут по соседству на Троещине в Киеве. По словам жены ликвидатора Валентины Михайловны, после выхода на экраны сериала к ним стали звонить журналисты с просьбой об интервью. До этого, уверяет женщина, даже не все соседи знали о его поступке.
- Как-то приходит соседский мальчик и говорит, что в школе на годовщину Чернобыля им учительница рассказывала, что были такие ликвидаторы, которые спускались под реактор и всех спасли, а потом умерли. Я отвечаю: не умерли, вот один из них в соседней комнате, - рассказала жена Ананенко.
Беспалов еще три года работал на Чернобыльской АЭС после аварии, а позже получил должность инженера-конструктора в проектном институте. В 1992 году он вернулся на станцию, где проработал еще 20 лет. В 2012-м Беспалов получил работу диспетчера группы мониторинга ядерных установок. В 2018 году его тоже наградили орденом "За мужество“ III степени”.
Баранов проработал на станции еще 19 лет. Он умер в 2005 году в возрасте 64 лет. В 2018 году ему посмертно вручили такой же орден, как и коллегам-ликвидаторам. Получал его племянник.