Сколько длится волна омикрона, каковы пределы её высоты и насколько быстро она снижается после прохождения пика? Есть новости и хорошие, и не очень.
Из хороших новостей: пик достигается быстро. Волна омикрона растёт стремительно, за 2,5−3 недели заболеваемость вырастает на два порядка — до 0,3−0,4% заболевшего населения в сутки (в странах с широко развёрнутым и доступным тестированием). Движение к пику занимает несколько недель, пик узкий и острый, вскоре после него начинается спад.
Стран, уже прошедших пик омикрона, пока немного, но везде картина одна.
→ Где произошёл разворот?
• В ЮАР, разумеется. Рост начался 16 ноября — а ровно через месяц республика вышла на пик случаев, после чего заболеваемость стала снижаться. Это не лукавство статистики — это подтверждает и мониторинг вируса в сточных водах: от начала роста до выхода на пик проходит от 3 до 5 недель.
Вместе с тем, нагрузка на больницы остаётся заметной: во всей ЮАР сейчас с ковидом 7,4 тыс. пациентов в больницах — в 3,5 раза больше, чем перед началом волны омикрона. Это всего на 27% меньше, чем на пике омикрон-волны — 22 декабря в больницах ЮАР было 9,4 тыс. пациентов (вдвое меньше, чем на пике дельты), нагрузка на больницы снижается медленно. Пациентов в реанимациях и на ИВЛ сейчас значительно меньше, чем в прошлые волны.
• Великобритания. Быстрый рост среднего начался в районе 10 декабря, когда омикрон давал 20% случаев, пик пришёлся на 1 января — ровно через три недели. Нагрузка на больницы начинает снижаться только сейчас. Занятый коечный фонд достиг уровня 90% от пика первой волны, марта-апреля 2020, и уровня 50% от пика прошлогодней зимней волны, вызванной альфой. Пик осенней дельта-волны превышен в 2 раза.
На британский спад наложилась активная прививочная кампания: только за декабрь в Великобритании сделали 15 млн бустеров. В Англии к началу января от 80 до 90% пожилых получили третью дозу.
• Развернулась и Ирландия: движение к пику заняло ровно три недели — от 18 декабря до 8 января.
Ту же динамику показывают и американские штаты.
• В Нью-Йорке быстрый рост начался 14 декабря, пик — ровно через три недели, 4 января. Новые госпитализации достигли пика 7 января, занятый коечный фонд — 11 января. Последнюю неделю нагрузка на больницы постепенно снижается, число пациентов в реанимациях, превысившее пик прошлой зимы, — тоже.
• В Миннесоте концентрация вируса в сточных водах начинает быстро расти 22 декабря, выход на пик занял почти три недели — 10 января. Заболеваемость в штате отстаёт на неделю, три дня назад начался спад.
• Похожая картина в Массачусетсе. Быстрый рост концентрации вируса в сточных водах, который ассоциируется с вспышкой омикрона, начинается 16-17 декабря и достигает пика 6 января — всё те же три недели. Выявленные случаи отстают в среднем на 5 дней.
• В столице штата Айова, городе Де-Мойн, рост также занял три недели.
Если смотреть агрегированные данные, то по США в целом быстрый рост вирусной нагрузки в сточных водах начался 10−15 декабря, пик пришёлся на первую неделю января. Движение также заняло три недели.
Примеры можно продолжать и дальше, но в этом нет необходимости. Общая тенденция: от начала взрывного роста до пика проходит в среднем около 3−5 недель, пик длится в среднем 4−5 дней, затем начинается спад.
При высокой фоновой заболеваемости начало роста омикрона замаскировано дельтой, поэтому интенсивный рост, заметный в статистике, начинается при доле омикрона в 20−25% — и от начала такого роста до пика проходит около 3 недель.
При низком фоне (как было в ЮАР) рост занимает 4−4,5 недель.
Быстрое достижение вершины и непродолжительный пик— это прекрасная новость. К сожалению, есть тут и ложка дёгтя: это не значит, что получится быстро отмучаться и прожить короткую волну. Об этом ниже ⬇️
@dragan_covid
https://t.me/dragan_covid/159