Ош-2010: Жизнь продолжается
Южная столица Кыргызстана сильно изменилась после июньских событий. Кажется, что она замерла в ожидании. У людей – настороженность на лицах.
Летела в Ош со смешанными чувствами. В этом городе бывала не раз, и всегда командировки в южный город были желанными, ожидаемыми. С первой встречи он запомнился своим гостеприимством, обалденно вкусными и относительно недорогими шашлыком и самсами, высокими дувалами махаллей и по-восточному пестрым базаром.Там даже лепешки отличаются от привычных бишкекских тандырных хлебов. Первый подъем на Сулейман-тоо, как и первую брачную ночь, невозможно забыть; сотни ступеней, отшлифованных ногами сотен паломников, поднимаются от подножия горы к вершине. Ошане говорят, что четырехкратное восхождение на святую гору приравнивается к хаджу в Мекку. Не каждый соберется с силами повторить этот сложный путь наверх, когда на середине пути хочется повернуть назад. Осиливший дорогу сможет не только очистить свои мысли, загадать желание, помолиться, но и увидеть панораму практически всего Оша.
За короткие командировки невозможно было изучить, понять этот город, можно лишь проникнуться атмосферой его восточной души. События, происшедшие в июне, кардинально изменили Ош. Изменился не только его облик - обгоревшие развалины домов и высоких когда-то дувалов – до сих пор напоминают горожанам о тех кровавых днях и приоткрывают завесу тем, кто оказался в городе после них. Изменилась и его душа: на лицах людей застыла настороженность, дети не скрывают испуг, когда видят на улице или во дворах посторонних. Соседи заново учатся жить вместе. Здесь понимаешь истину пословицы, что худой мир лучше доброй ссоры. Сегодня в Оше – состояние перемирия. Вдоль дорог лежат груды щебня и кирпичей, выделенные местным жителям для ремонта и строительства разрушенных жилищ. Пострадавшие спешат возвести стены – на носу зима. Она хоть и теплая, но без крыши над головой зимовать никто не хочет.
Отстроить заново дом легче, чем заново отстроить взаимоотношения между людьми, этносами. Многих случившиеся события развели по разные стороны баррикад, которые могут быть заново возведены в кратчайшие сроки. Слухи, активно расползающиеся по городу, постоянно держат ошан начеку – свежи в их памяти июньская резня.
Немало и таких, кого эта «война» сплотила. Многие семьи, живущие в одном подъезде, дворе; кыргызы, узбеки, русские – помогали друг другу, несли в общий котел оставшиеся в кладовых продукты, вместе баррикадировали входы в подъезды, вместе ждали хороших новостей и гуманитарки.
- Жизнь в городе постепенно возвращается в мирное русло, - рассказывает психолог управления по работе с личным составом вч Внутренних войск - С улиц убрали тела погибших, остовы сгоревших машин, мусор. Люди работают, международные организации платят им по 300 сомов в день, предприниматели постепенно восстанавливают свое дело. Жизнь продолжается.
Версий начала и причин конфликта – масса. И ответ на вопрос «кто виноват?» пока не найден. Известно лишь, что бикфордовым шнуром стала драка между кыргызами и узбеками возле гостиницы «Алай». Кто начал первым – предстоит разобраться следствию. Получится ли – вопрос другой. Очевидцы говорят о спланированном сценарии: после «алайской» разборки в разных уголках Оша начали полыхать дома, на возвышенностях «засели снайперы», ведущие прицельный огонь по мирным гражданам. Со стороны кажется, что больше пострадало узбекское население южной столицы: сожжены кварталы махаллей, кафе, магазины, принадлежащие узбекам.
- Мне кажется, что поводом для распри было кажущееся богатство узбеков, - делится мнением ошанин Игорь. – Они «захватили» почти весь общепит, многие большие маркеты принадлежат им. Приехавшие из глубинки кыргызы видят внешний блеск, не задумываются, сколько труда было вложено.
Надписи «Мы открылись» запестрели на заборах кафе, возле входов в магазины. Они - как луч света, после обгоревших стен. Возле одного из них тормозит большой свадебный кортеж. Жизнь продолжается. Молодые влюбляются, женятся. Но народ все равно предпочитает сам обеспечивать свою безопасность. В восемь вечера на улице уже практически нет праздношатающихся людей. Только машины снуют туда-сюда.
Аналитики разных мастей не раз предрекали межэтнический взрыв в южном регионе. Пожар уже однажды разгорался, в 90-х годах. Угли тлели 20 лет, чтобы вспыхнуть, раздутые умелой рукой. К конфликту были не готовы не только гражданские, но и люди в погонах. Для стабилизации обстановки в регионе пришлось перебрасывать силы с севера страны, объявлять частичную мобилизацию. Сегодня же не только военные, но и горожане запасаются дополнительными средствами защиты – чем черт не шутит…
В то время как разгоряченные вкусом крови, упиваясь безнаказанностью орды молодчиков громили целые районы, магазины и кафе, жгли машины и убивали людей, мирное население искало защиты у военных. К воинским частям стекались женщины с детьми, старики. Там они получали не только кров, но и питание. Военные открывали продсклады с запасами и делились ими с беженцами.
- Мы не могли не пустить наших граждан, просящих спасти их жизни. Женщин с детьми разместили в клубе погранотряда. Там же находились и жены офицеров, женщины-военнослужащие, которых мы собрали там после нападения на общежитие, - говорит заместитель командующего погранвойсками ГСНБ КР полковник Чолпонбек Турусбеков.
Несколько раз пограничники отражали нападения беснующейся толпы, жаждавшей заполучить оружие. Территорию отряда обстреливали «снайперы», засевшие на Сулейман горе. Штаб пограничников тоже не раз пытались взять штурмом. О попытках «добыть» оружие, напав на воинские части, говорили и во Внутренних войсках, и в Южной группировке войск Минобороны. Только слаженные действия военных, командования не позволили этого. В противном случае, последствия могли быть катастрофическими.
- Отношение к военным здесь сильно изменилось, - рассказал заместитель командующего ЮГВ МО КР полковник Талант Кулбаев. - Водители маршрутных такси отказываются брать плату, если видят людей в военной форме.
Наводить порядок в особо жаркие дни направляли военнослужащих контрактной службы. Помогать им вызвались ветераны отрядов спецназа, Вооруженных сил. Прекрасно понимая, что кроме операции по наведению порядка у военных есть обязательные задачи.
- Получив информацию о беспорядках, мы сразу же приняли меры по обеспечению безопасности иностранных студентов, обучающихся в Ошских вузах, иностранных граждан, оказавшихся в городе. Собрали их на территории нашего пограничного отряда, обеспечили сопровождение до аэропорта и далее, в Бишкек, - поделился полковник Турусбеков.
Сегодня все военные на юге несут службу в усиленном режиме. Не позволяют расслабиться ни на минуту. Успокаивают население, отрабатывают «слухи». Поддержать моральный дух бойцов решило Общественное объединение солдатских матерей, специально с этой целью направившее своих сотрудников в Ош. Председатель ООСМ Галина Афонина благодарила солдат, сержантов, прапорщиков, офицеров, женщин-военнослужащих за их службу в период обострения ситуации в Оше. Она наградила отличившихся военных медалями «Любовь и признание солдатских матерей» и почетными грамотами «Благодарственное материнское слово».
- Нам всем пришлось пережить в этом году тяжелые дни. Но именно на ваши плечи лег основной груз. Большое вам материнское спасибо за вашу службу и низкий поклон.
Сегодня в Оше, как и по всей республике, ждут выборов. Одни верят, что после них в стране установится мир, другие опасаются, что недовольные партии снова попытаются дестабилизировать ситуацию в стране. Военные, распоряжением президента, с 5 октября переходят на усиленный режим несения службы. Гражданские на кухнях муссируют слухи.
Худой мир лучше доброй ссоры. Жизнь продолжается.
Мария ОРЛОВА.
фото:
http://diesel.elcat.kg/index.php?autocom=g...lbum&album=1832(с)
Отредактировано: Marijka в 7 окт 2010, 04:31