Каскадный ·
			[ Стандарт ] ·
			Линейный+
		 
		  Недельная глава из Торы, Вопросы, идеи и комментарии. 
	 
	
	
	
		| ariely | 
		
			
			
				   22 янв 2007, 02:59
			 
			
			
		 | 
	 
	
		
 *
 Sюзер  » обо мне «  дневник Сообщений: 935
 Регистрация: 25.05.05 Израиль, Эли
  
 Авиталь 18.07.02
 Шир 05.06.04
  | 
       
			
			ксюша78,  Речь идет не столько о наказаниях, сколько об "уроках Египта". " И СКАЗАЛ ФАРАОН: КТО ТАКОЙ Г-СПОДЬ, ЧТОБЫ Я ПОСЛУШАЛСЯ ЕГО ГОЛОСА И ОТОСЛАЛ ИЗРАИЛЬ? НЕ ЗНАЮ Я Г-СПОДА, А ТАКЖЕ ИЗРАИЛЬ НЕ ОТПУЩУ." (Шемот 5:2) «Фараон в споре с Моше не соглашался с тремя положениями. Фараон отрицал существование Творца, говоря: "НЕ ЗНАЮ Я Г-СПОДА". Фараон также отрицал то, что Б-г ведает всеми делами человека, воздавая каждому по его делам, говоря: "КТО ТАКОЙ Г-СПОДЬ?" И, наконец, фараон отрицал то, что этот всеведущий Б-г всемогущ, всесилен и может менять природу вещей, заявляя: "КТО ТАКОЙ Г-СПОДЬ, ЧТОБЫ Я ПОСЛУШАЛСЯ ЕГО ГОЛОСА?" И вот из-за этого случились египетские казни, служащие доказательством справедливости трех упомянутых положений. Доказательством первого положения служили три первые казни. Истина второго положения – существование всеведущего Б-га, утверждалась следующими тремя казнями. А три последние казни показали справедливость третьего положения, гласящего, что Всевышний способен менять природу вещей по своему усмотрению.» ( дон Ицхак Абарбанель  (16 в.)) Таким образом, все казни, кроме последней, можно разделить на три группы по три казни в каждой. Легко увидеть, что они являются ответом Всевышнего фараону (а на самом деле, в первую очередь - евреям). 1)	кровь, лягушки, мелкие насекомые; 2)	стаи хищных животных, падеж скота, тяжелое кожное заболевание; 3)	град, саранча, темнота. Сончино (рав Герц) формулирует это так: "Анализируя культуру Древнего Египта, мы можем утверждать, что человек и народ становятся подобными тем идолам, которым они поклоняются: их жестокость, глупость и неумение осмысленно применить тот огромный потенциал, которым наделен человек, явились непосредственным отражением их веры в магические силы неразумных существ: реки Нил, солнца, крокодилов, жуков, птиц, кошек, собак, домашнего скота. Всевышний объявляет: "НАД ВСЕМИ БОЖЕСТВАМИ ЕГИПТА СОВЕРШУ РАСПРАВУ, Я – Б-Г" (Шмот 12:12). Удары, обрушившиеся на Египет, рассматриваются как суд над божествами, которым с незапамятных времен поклонялись жители Нильской долины. Река, которая в представлении египтян была одним из главных божеств, стала отвратительной для тех, кто, сидя в разукрашенных лодках, совершал служение в ее честь. Лягушка, олицетворявшая изобилие и благополучие, стала разрушителем всего, что есть в доме. Трупы священных животных, пораженных мором, были разбросаны повсюду, вызывая самые неприятные ощущения. Дикие животные, также служившие объектом поклонения, проявляли, несмотря на все заклинания, непонятную враждебность по отношению к людям, из-за чего нельзя было более расматривать их как божества, которые можно успокоить или задобрить. Окутавшая Египет тьма, возникшая среди бела дня, продемонстрировала бессилие солнца, олицетворявшего силы божества Ра. Мы видим, что цель обрушившихся на Египет наказаний заключалась не в том, чтобы уничтожить египтян или сломить волю фараона, а в том, чтобы уничтожить бесчеловечность, бесчувственность и безразличие, обожествленные людьми и внедренные во все сферы жизни и сознания и таким образом начать новый период истории, для которого определяющим является совершенно иное восприятие человеком окружающей действительности и понятие о постоянном Б-жественном Присутствии в мире."Что же касается вопроса об ожесточении сердца фараона, в первых пяти казнях написано, что фараон ожесточил свое сердце сам. Затем в шестой - Б-г, после чего в седьмой снова - фараон. И в заключительных трех казнях опять Б-г. Тем не менее, вопрос остается, поскольку, посылая Моше в Египет, Всевышний заранее ему говорит: " А Я СДЕЛАЮ ТВЕРДЫМ СЕРДЦЕ ФАРАОНА И УМНОЖУ СВОИ ЗНАКИ И СВОИ ЗНАМЕНИЯ В ЗЕМЛЕ ЕГИПТА." (Шемот 7:3) Ниже я свел мнения различных комментаторов по этому вопросу в таблицу. РАШИ		Бог лишил фараона свободы воли.	Чтобы евреи увидели величие Б-га. РаМБаН	Бог лишил фараона свободы воли.	Чтобы фараон не смог избежать заслуженного наказания. Сфорно	Бог вернул фараону свободу воли.	Чтобы фараон смог выбрать свободно. рав Р.-Ш. Гирш	Бог дал фараону свободу воли.		Чтобы фараон смог выбрать свободно. Приведу только два мнения: «Б-г желает не смерти нечестивцев, а их раскаяния. Потому-то Он и пообещал, что умножит Свои знаменья и чудеса в Египте, чтобы побудить египтян совершить тшуву, показывая им Свое величие и Свое милосердие, проявляющиеся в этих чудесах и знамениях. И одновременно с этим, намерением Его было, чтобы все это увидели также сыны Израиля и преисполнились ужаса... И нет никакого сомнения, что если бы Всевышний не делал сердца фараона бесчувственным, тот без колебаний отпустил бы сынов Израиля. Не потому фараон одумался бы и перестал восставать против Всевышнего, что склонился перед Ним и совершил тшуву, но только не будучи более в силах переносить ужасы кар. Поэтому в случае, когда фараон даже одумался бы и отпустил Израиль, это ни в малейшей мере не было бы тшувой. Однако если бы фараон действительно захотел склониться перед Б-гом, благословен Он, и вернуться к Нему, совершив истинную тшуву, ничто в мире не помешало бы ему. И вот Всевышний сказал: "А Я ужесточу сердце фараона" для того, чтобы тот постарался вынести кары и из страха перед ними не отпустил бы Израиль, … ради того, чтобы из них египтяне узнали о величии и доброте Всевышнего и совершили истинную тшуву.» ( Сфорно) «Не уничтожая его богатства все сразу, но оставляя в каждом случае нетронутым самое драгоценное из его имущества, в частности, во время града, Я всякий раз оставлял фараону зацепку. И поскольку Я щадил фараона до самого конца, до самого тяжелого удара, полностью разрушившего сельскохозяйственное богатство Египта, он …все еще мог находиться в заблуждении относительно того, что основа мощи и богатства Египта находится под защитой превосходящей Меня силы.» ( рав Р.-Ш. Гирш) Ариэлла,  В 1828 году Лейденский музей в Голландии приобрел древний египетский документ "Папирус Ипувера", представляющий собой хронику бедствий периода "десяти казней", описанных в Торе.   
 Papirus.doc ( 35.5Кб )
 Cкачан: 150Отредактировано: ariely в 22 янв 2007, 03:03  
				
			
------------------------------------- 
Сказали "спасибо":  0 раз(а) 
		 | 
	 
	
		| 
			
		 | 
		
			
			
			
         	
          | 
	 
	
	
	 | 
 
 
        		
        		
	
		| Ariella | 
		
			
			
				   22 янв 2007, 03:44
			 
			
			
		 | 
	 
	
		
 С Идеальным Мужчиной... 
 Sюзер  » обо мне «  дневник Сообщений: 5090
 Регистрация: 19.09.02 Минск
  
 Наоми Рахель 28/07/2002 (19 ава 5762)
 Одайя Хая 02/02/2005 (23 швата 5765)
 Брурия 11/02/2008 (5 адар 1 5768)
 Исраэль Меир 23/08/2010 (13 элуля 5770) 
  | 
       
			
			ariely,     все читаю!      
				
			
------------------------------------- 
Сказали "спасибо":  0 раз(а) 
		 | 
	 
	
		| 
			
		 | 
		
			
			
			
         	
          | 
	 
	
	
	 | 
 
 
	
		| логомама | 
		
			
			
				   22 янв 2007, 10:36
			 
			
			
		 | 
	 
	
		
 *
 Sюзер  » обо мне «  дневник Сообщений: 3356
 Регистрация: 24.12.03 москва
  
 Матвей 18.05.04
 Таисия 23.04.12
 Борис 02.07.17
  | 
       
			
			ЦИТАТА (Ариэлла) ксюша78, наверное, совсем уж закоренелых грешников, да. Ведь, напримкр, если б Эйхман раскаялся - что же, не получил бы наказание. таких товарисЧей прощать нельзя, мне кажется.     И я не знаю... Пойду почитаю Ариеля.     Аватар у тебя чудесный!      
				
			
------------------------------------- 
Сказали "спасибо":  0 раз(а) 
		 | 
	 
	
		| 
			
		 | 
		
			
			
			
         	
          | 
	 
	
	
	 | 
 
 
	
		| логомама | 
		
			
			
				   22 янв 2007, 10:48
			 
			
			
		 | 
	 
	
		
 *
 Sюзер  » обо мне «  дневник Сообщений: 3356
 Регистрация: 24.12.03 москва
  
 Матвей 18.05.04
 Таисия 23.04.12
 Борис 02.07.17
  | 
       
			
			ЦИТАТА (ariely) их жестокость, глупость и неумение осмысленно применить тот огромный потенциал, которым наделен человек, явились непосредственным отражением их веры в магические силы неразумных существ: реки Нил, солнца, крокодилов, жуков, птиц, кошек, собак, домашнего скота.  О, вот такой взгляд мне нравится!     За комментарии по поводу лишения-дарования свободы воли фараону большое спасибо. Понятно, что два приведенных тобой в развернутом виде мне ближе... попробую их еще в себя повпитывать... пока есть ощущение игры словами... но направление мышления по этому вопросу мне ясно. А Раши и Рамбан более ранние комментаторы?   
				
			
------------------------------------- 
Сказали "спасибо":  0 раз(а) 
		 | 
	 
	
		| 
			
		 | 
		
			
			
			
         	
          | 
	 
	
	
	 | 
 
 
	
		| ariely | 
		
			
			
				   22 янв 2007, 13:15
			 
			
			
		 | 
	 
	
		
 *
 Sюзер  » обо мне «  дневник Сообщений: 935
 Регистрация: 25.05.05 Израиль, Эли
  
 Авиталь 18.07.02
 Шир 05.06.04
  | 
       
			
			 ксюша78, РаШИ (рабейну Шломо Ицхаки) (Северная Франция, 11 век) - крупнейший еврейский средневековый комментатор Библии и Талмуда.
  РаМБаН (рабби Моше Бен-Нахман, также Нахманид; 1194, Жерона — 1270, Акко) — один из величайших авторитетов Галахи и комментаторов Танаха и Талмуда, каббалист, поэт.
  Рабби Овадия Сфорно (Италия, 1475 – 1550) - врач, философ и комментатор Торы.
  Рав Шимшон-Рафаэль Гирш (Германия, 1808 – 1888)  
				
			
------------------------------------- 
Сказали "спасибо":  0 раз(а) 
		 | 
	 
	
		| 
			
		 | 
		
			
			
			
         	
          | 
	 
	
	
	 | 
 
 
        		
        		
	
		| логомама | 
		
			
			
				   22 янв 2007, 13:29
			 
			
			
		 | 
	 
	
		
 *
 Sюзер  » обо мне «  дневник Сообщений: 3356
 Регистрация: 24.12.03 москва
  
 Матвей 18.05.04
 Таисия 23.04.12
 Борис 02.07.17
  | 
       
			
			Ариель, спасибо большое за раскладку... я так себе и представляла их размещение во времени.     Вот у меня какой в связи с этим вопрос - такое ощущение, что с ходом времени традиция становиться менее категоричной, более толерантной... не уходит ли она в этом движении в противоречие основам?  Кстати, я опять шопотом о своем, Рамбан не признавал гилгул?   
				
			
------------------------------------- 
Сказали "спасибо":  0 раз(а) 
		 | 
	 
	
		| 
			
		 | 
		
			
			
			
         	
          | 
	 
	
	
	 | 
 
 
	
		| ariely | 
		
			
			
				   22 янв 2007, 22:05
			 
			
			
		 | 
	 
	
		
 *
 Sюзер  » обо мне «  дневник Сообщений: 935
 Регистрация: 25.05.05 Израиль, Эли
  
 Авиталь 18.07.02
 Шир 05.06.04
  | 
       
			
			 ксюша78, В иудаизме всегда существовали оба подхода. Саддукеи и фарисеи, школа Шамая и школа Гилеля, РаМБаН и РаМБаМ ... наконец, харидим (митнагдим) и хасидим. Реформисты, как до них христиане появились совсем не поэтому.
  РаМБаН был одним из наиболее ярких и последовательных мистиков. Думаю, что он был за гильгуль.  
				
			
------------------------------------- 
Сказали "спасибо":  0 раз(а) 
		 | 
	 
	
		| 
			
		 | 
		
			
			
			
         	
          | 
	 
	
	
	 | 
 
 
	
		| логомама | 
		
			
			
				   23 янв 2007, 00:37
			 
			
			
		 | 
	 
	
		
 *
 Sюзер  » обо мне «  дневник Сообщений: 3356
 Регистрация: 24.12.03 москва
  
 Матвей 18.05.04
 Таисия 23.04.12
 Борис 02.07.17
  | 
       
			
			ЦИТАТА (ariely) РаМБаН и РаМБаМ  Так это два разных человека!        Спасибо! Я их, видимо, путала!     А РамБаМ  против гилгуля?   
				
			
------------------------------------- 
Сказали "спасибо":  0 раз(а) 
		 | 
	 
	
		| 
			
		 | 
		
			
			
			
         	
          | 
	 
	
	
	 | 
 
 
	
		| ariely | 
		
			
			
				   23 янв 2007, 02:47
			 
			
			
		 | 
	 
	
		
 *
 Sюзер  » обо мне «  дневник Сообщений: 935
 Регистрация: 25.05.05 Израиль, Эли
  
 Авиталь 18.07.02
 Шир 05.06.04
  | 
       
			
			ксюша78,  Да, правильно        РаМБаН - рабби Моше Бен-Нахман или Нахманид (1194-1270, Испания) РаМБаМ - рабби Моше Бен-Маймон или Маймонид (1135-1204, Египет) Они спорили практически по всем вопросам   . РаМБаН - мистик, а РаМБаМ убежденный рационалист. РаМБаМ критически относился к Кабале и скорее всего был против идеи гильгуля.   
				
			
------------------------------------- 
Сказали "спасибо":  0 раз(а) 
		 | 
	 
	
		| 
			
		 | 
		
			
			
			
         	
          | 
	 
	
	
	 | 
 
 
	
		| lisunbars | 
		
			
			
				   23 янв 2007, 23:40
			 
			
			
		 | 
	 
	
		
 У каждой истории есть две стороны
 Sюзер  » обо мне «  дневник Сообщений: 719
 Регистрация: 25.10.06 москва
  
 Мира 19.09.2006
  | 
       
			
			 Когда Тора была дарована Моше и еврейскому народу, она была дописана до конца или об оставшихся  38 годах блуждания в пустыни, смерти Моше и т.д. было дописано позже?
  Отредактировано: lisunbars в 23 янв 2007, 23:41  
				
			
------------------------------------- 
Сказали "спасибо":  0 раз(а) 
		 | 
	 
	
		| 
			
		 | 
		
			
			
			
         	
          | 
	 
	
	
	 | 
 
 
 
 
	1 посетителей читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей) 
	здесь находятся:  
 
 
 
 | 
 |