Детская пока пуста Детская 0-1 Детская 1-3 Детская 3-7 Детская 7++ Спальня Гостиная Кухня Библиотека
Объявления
Если вы не видите сообщения в темах, попробуйте отключить Adblock
Почта не работает. Если нужно сменить почту, если есть проблемы со входом, пишите администратору Alina

Привет, Гость ( Вход | Регистрация )

Ответить Создать Опрос

Каскадный · [ Стандарт ] · Линейный+

› Недельная глава из Торы, Вопросы, идеи и комментарии.

логомама
post 15 фев 2007, 14:29
Сообщение №441 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 3356
Регистрация: 24.12.03
москва

Матвей 18.05.04
Таисия 23.04.12
Борис 02.07.17
ЦИТАТА (ariely)
Однако, как быть с миллионером, который готов заплатить деньги за то, чтобы безнаказанно избивать людей?

Так как? Палки? :blush:
ЦИТАТА (Мариша)
-a какaя справедливост в том что нужно истре6ит вес народ-амалек ,вклучая детей и скот?Справедливост Торы -она далеко не всегда соответствует обсчепринятым нормам.

Ариель, а про это расскажи - я не в теме. :blush:
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
ariely
post 16 фев 2007, 02:58
Сообщение №442 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05
Израиль, Эли

Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
"Мы можем подумать, что, как и в случае умерщвления животного, когда виновный в этом, заплатив, освобождается от любых дальнейших обязательств, при нанесении увечья человеку и выплаты компенсации за изувеченную руку действует тот же закон. Это не так. С выплатой компенсации жертве за нанесенное увечье он все еще не свободен от обязательств и должен просить у него прощения до тех пор, пока тот не простит его. По этой причине Тора заявляет, что наказание, которое он бы понес, если бы это только было возможным, должно быть подобно причиненному увечью. Но это невозможно, поскольку Талмуд объясняет, что в некоторых случаях тот, кто лишил жертву зрения, сам может быть слепым, - и как тогда исполнить повеление: «КАК СДЕЛАЛ ОН, ТАК ПУСТЬ БУДЕТ СДЕЛАНО С НИМ»?! Поэтому здесь говорится о выплачиваемой компенсации." (МаѓаРаЛь из Праги)

То есть, денежная компенсация за выбитый глаз не устраняет причиненный ущерб, как в случае с материальными убытками. Деньгами можно покрыть финансовые расходы, которые влечет за собой утрата глаза или руки, но фактически потерю того или иного органа возместить невозможно. Физический ущерб, причиненный другому человеку – преступление, которое нельзя исправить одной лишь денежной компенсацией. Именно по этой причине в Торе не сказано, что виновный обязан «заплатить за глаз».

Вот некоторые пункты Галахи, связанной с этим законом:

"Сказанное в Торе: «какое увечье нанесет он человеку, такое же должно быть нанесено ему» - не означает, что нарушителю наносят такое же повреждение. Но так как он заслуживает того, чтобы лишиться той или иной части тела или получить такое же ранение, какое он сам нанес, - он должен компенсировать ущерб. Об этом сказано: «И НЕ БЕРИТЕ ИСКУПИТЕЛЬНЫЙ ДАР ЗА ДУШУ УБИЙЦЫ» (Бемидбар 35:31) - лишь за душу убийцы не принимают компенсацию, но за нанесение увечий или повреждение членов - принимают. <…>
А откуда известно, что оборот «ОКО ЗА ОКО» во фрагменте о [поврежденных] частях тела учит о необходимости выплаты ущерба? Сказано: «УШИБ ЗА УШИБ» - и поясняется: «И ОДИН УДАРИТ ДРУГОГО КАМНЕМ ИЛИ КУЛАКОМ < ...> ТОЛЬКО ПУСТЬ ЗАПЛАТИТ ЗА ПЕРЕРЫВ В РАБОТЕ И ПОЛНОСТЬЮ ВЫЛЕЧИТ ЕГО» (Шмот 21:18,19). Отсюда мы выводим, что слово «за» по отношению к ушибу указывает на выплату компенсации и это же означает «за» по отношению к глазу и прочим органам."

Увечащий другого обязан оплатить тому 5 вещей: ущерб, страдание, лечение, бездействие (вынужденный перерыв в работе) и стыд.

Человек отвечает [за свои поступки] всегда: по ошибке или умышленно, бодрствующий или спящий, или пьяный – если покалечил другого ... – платит...

Наносящий другому удар [так, что ущерб] меньше пруты (самой мелкой монеты), подлежит ударам плетью.

Не похож наносящий ущерб имуществу другого на наносящего вред телу. Тому, кто нанес ущерб имуществу, после того как заплатил то, что должен был заплатить – искупилось. Однако, если кто наносит телесное повреждение своему ближнему, то, выплатив пять видов компенсации он ничего не искупит даже если принесет на жертвеннике «всех овнов Невайота» (см. Йешаяѓу 60:7). Его грех не будет искуплен, а несправедливость прощена до тех пор, пока он не попросит извинения у потерпевшего и не будет прощен.

Потерпевшему же нельзя проявлять жестокосердие и неумолимость, ибо подобное не в обычае народа Израиля. Но как только виновный станет просить [у своей жертвы] прощения и молить об этом раз или два, и станет понятно, что он совершенно отвратился от своего греха, – [потерпевший] должен простить ему. Чем скорее он простит, тем лучше, и подобное поведение мудрецы полностью одобряют"

(РаМБаМ «Мишнэ Тора», разд. «О нанесении увечья и причинении ущерба»)
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
логомама
post 16 фев 2007, 09:58
Сообщение №443 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 3356
Регистрация: 24.12.03
москва

Матвей 18.05.04
Таисия 23.04.12
Борис 02.07.17
Ариель, спасибо!
Так что там с миллионером? Платит деньги? Если он не раскаивается и прощения не просит, то грех на нем остается, но к земному правосудию уже не имеет отношения? Или как?

Про Амалек ближе к Пуриму расскажешь? :blush:
Я уже поинтересовалась, когда жизни угрожают - защищаться то надо... но вот что еще вычитала:

Как евреи должны бороться с Амалеком?

Что же должны делать евреи, чтобы побеждать Амалека? Тора учит нас, что, с одной стороны, мы должны вести против Амалека войну на уничтожение, ибо с ним невозможно помириться: либо ты уничтожаешь его, либо он тебя. С другой стороны, Моисей должен "стоять на вершине холма, поднимая руки свои". Сказано в Талмуде: "Разве руки Моисея, когда он поднимал их или опускал, вели войну? Но это учит тебя, что если Израиль обращает свои взоры к Небу и подчиняет сердце Богу, то он побеждает Амалека, а если нет, то падает перед ним".
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
ariely
post 16 фев 2007, 13:22
Сообщение №444 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05
Израиль, Эли

Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
Обычно под "правосудием" подразумеваются меры по защите общества от преступников, и их наказании таким образом, чтобы другим было неповадно. Как правило, это различные сроки заключения в тюрьме.
Проблемма в том, что, к сожалению, преступник, выйдя на свободу, остается преступником, а к справедливости подобное "правосудие" имеет лишь отдаленное отношение.

Еврейская юридическая концепция основывается на том, что единственным полномочным судьей может быть только Творец. Ему одному известны истинные поступки и их причины, мысли людей и их намерения. Только Он может безошибочно установить вину и определить соответствующее ей наказание. Б-г пожелал передать некоторые из полномочий правосудия людям, дав им право выносить приговоры. Эти полномочия очень ограничены. Только в том случае, если вина подсудимого доказана неопровержимо, земной суд имеет право осудить виновного. Если же у судей есть хоть малейшее сомнение, судьи предоставляют Б-гу вершить суд и устанавливать меру наказания.

При этом, общество должно стремиться к тому, чтобы человек не нарушал закон не из страха перед земным правосудием, а из убеждения в том, что существует Всевидящий Творец, который воздает каждому по его заслугам. Более того, Тора не ограничивается только запретами, как это принято в современном обществе, но и предписывает нормы морали и этики, которые обязывают всех без исключения.

Этот миллионер может отделаться денежным возмещением только в первый раз, после второго - он будет подвергнут такому общественному осуждению, что будет вынужден покинуть тот город и больше там не показываться, не говоря уже про то, что его ждет после смерти ;). Во все времена самым сильным оружием еврейской общины был херем - отлучение от общины. Он не потерял свою актуальность и сегодня. Достаточно вспомнить последние события, связанные с "раввинами", отрицающими Холокост.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
ariely
post 16 фев 2007, 13:34
Сообщение №445 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05
Израиль, Эли

Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
ксюша78,
Подробнее об Амалеке поговорим в теме о праздниках.
Скажу лишь, что сегодня Амалек символизирует зоологических антисемитов всех мастей. Понятно, что сегодня не может быть и речи о физическом уничтожении подобных мерзавцев, пока они не переходят от слов к делу.
Говоря же о временах ТаНаХа, то эта заповедь имеет статус закона вне зависимости от того, нравится она нам или нет.

Две недели назад мы читали о первой войне Израиля с Амалеком. После чего Всевышний провозгласил:
"ЗАПИШИ ЭТО НА ПАМЯТЬ В КНИГУ И ВНУШИ ЙЕОШУА, ЧТО СОВЕРШЕННО СОТРУ Я ПАМЯТЬ ОБ АМАЛЕКЕ ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ". И ВОЗДВИГ МОШЕ ЖЕРТВЕННИК, И НАЗВАЛ ЕГО "БОГ - МОЕ ЧУДО". И СКАЗАЛ: "Б-Г КЛЯНЕТСЯ СВОИМ ПРЕСТОЛОМ, ЧТО ВОЙНА У НЕГО С АМАЛЕКОМ ИЗ РОДА В РОД" (Шемот 17:14-16)

Вот комментарий рава Гирша:
"ПАМЯТЬ ОБ АМАЛЕКЕ. Для морального будущего человечества пагубен не сам Амалек, а “память об Амалеке”, прославление памяти об Амалеке. Пока все анналы человечества полны прославлениями героев меча, пока все эти душители и убийцы счастья человечества не преданы забвению, каждое приходящее поколение будет смотреть с обожанием на этих “великанов” насилия и подавления, и память о них будет возбуждать у людей желание уподобиться этим героям и достичь не меньшей славы таким же насилием. Только когда Б-жественные законы морали станут единственным критерием измерения величия или малости людей..., только тогда царство Амалека прекратится в этом мире. Эта конечная цель Б-жественного управления всей мировой историей выражена здесь после первого поражения Амалека."
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Мариша
post 19 фев 2007, 13:35
Сообщение №446 (ссылка)

Я не буду проще, и не надо ко мне тянуться!)
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 1542
Регистрация: 19.05.05
kharkov- USA-shomron
ariely, у меня вопрос может не много не в тему.Я наткнулась в одном форуме на рассуждения одного харедимного дяди по поводу комментариев Сончино,которые не раз встречала у тебя.Так вот он пишет ,что это вообще неизвестно кто и как можно на эго комментарии полагатся?Вобщем ,если можно более подробно о Сончино и о данном мнемие и них?
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Браха
post 19 фев 2007, 14:45
Сообщение №447 (ссылка)

*
новичок
» обо мне «
дневник
Сообщений: 7
Регистрация: 14.02.07


Шломо
Мазаль
Керэн
Браха
ЦИТАТА (ariely @ 16 фев 2007, 13:20)
ксюша78,
Подробнее об Амалеке поговорим в теме о праздниках.
Скажу лишь, что сегодня Амалек символизирует зоологических антисемитов всех мастей. Понятно, что сегодня не может быть и речи о физическом уничтожении подобных мерзавцев, пока они не переходят от слов к делу.
Говоря же о временах ТаНаХа, то эта заповедь имеет статус закона вне зависимости от того, нравится она нам или нет.

Две недели назад мы читали о первой войне Израиля с Амалеком. После чего Всевышний провозгласил:
"ЗАПИШИ ЭТО НА ПАМЯТЬ В КНИГУ И ВНУШИ ЙЕОШУА, ЧТО СОВЕРШЕННО СОТРУ Я ПАМЯТЬ ОБ АМАЛЕКЕ ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ". И ВОЗДВИГ МОШЕ ЖЕРТВЕННИК, И НАЗВАЛ ЕГО "БОГ - МОЕ ЧУДО". И СКАЗАЛ: "Б-Г КЛЯНЕТСЯ СВОИМ ПРЕСТОЛОМ, ЧТО ВОЙНА У НЕГО С АМАЛЕКОМ ИЗ РОДА В РОД" (Шемот 17:14-16)

Вот комментарий рава Гирша:
"ПАМЯТЬ ОБ АМАЛЕКЕ. Для морального будущего человечества пагубен не сам Амалек, а “память об Амалеке”, прославление памяти об Амалеке. Пока все анналы человечества полны прославлениями героев меча, пока все эти душители и убийцы счастья человечества не преданы забвению, каждое приходящее поколение будет смотреть с обожанием на этих “великанов” насилия и подавления, и память о них будет возбуждать у людей желание уподобиться этим героям и достичь не меньшей славы таким же насилием. Только когда Б-жественные законы морали станут единственным критерием измерения величия или малости людей..., только тогда царство Амалека прекратится в этом мире. Эта конечная цель Б-жественного управления всей мировой историей выражена здесь после первого поражения Амалека."
*



У меня такой вопрос, прочитав эту строчку я невольно задумалась "Б-Г КЛЯНЕТСЯ СВОИМ ПРЕСТОЛОМ......." Как это понимать, разве то что сказано Б-гом мы не должны принимать безоговорочно, разве надо клясться, чтоб не возникало сомнений? Вера в Творца не имеет ограничений, для чего это клятва? Если же не относится к этому буквально, то что нам это говорит? !)))


Присоединённые изображения
Увеличить
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
lisunbars
post 19 фев 2007, 20:45
Сообщение №448 (ссылка)

У каждой истории есть две стороны
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 719
Регистрация: 25.10.06
москва

Мира 19.09.2006
ЦИТАТА
Так что там с миллионером? Платит деньги? Если он не раскаивается и прощения не просит, то грех на нем остается, но к земному правосудию уже не имеет отношения? Или как?

"око за око" имеется ввиду, если человек нанес вред здоровьь случайно, не намеренно. Если же о таком злостном миллионере было наказание -отправляли в рабство, но только в семью еврея, "на перевоспитание".
А отлучение от общины, разве это практиковалась? И что это такое? Это вроде анафемы в христианстве?
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
ariely
post 19 фев 2007, 23:19
Сообщение №449 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05
Израиль, Эли

Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
Мариша,
Автор комментария "Сончино" - рав Герц (1872 – 1946) - был главным раввином Британской Империи. Как правило, он приводит мнение РАШИ, реже других классических комментаторов. Он пишет современным популярным языком и часто приводит оригинальные точки зрения ученых - как евреев, так и неевреев. Еще у него очень хорошие пояснительные статьи к книгам Торы.
Лично я, как правило, читаю комментарии Сончино, рава Гирша и Нехамы Лейбович - в этом порядке.

Браха,
В данном случае это, действительно, не самый удачный перевод, хотя и самый распространенный.
Маханаим, приводит такие варианты перевода:
по раву Гиршу:
"Власть на престоле Б-га заключается в войне для Б-га с Амалеком из поколения в поколение."
Фримы Гурфинкель:
"Ибо рука [вознесена в клятве] над престолом Г-спода: война у Г-спода с Амалеком во всех поколениях"
Давида Йосифона:
"вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалэйка из рода в род."

РАШИ объясняет это так:
Рука Святого, благословен Он, вознесена, чтобы (Ему) клясться Своим престолом, что будет у Него вечная война и вражда с Амалеком. А почему сказано כס, а не כסא? И почему также разделено пополам ИМЯ (т.е. стоят только две буквы четырехбуквенного Имени)? Святой, благословен Он, поклялся, что ИМЯ Его не будет целостным и престол Его не будет целостным, пока Он до конца не сотрет имя Амалека. Когда же имя (Амалека) будет стерто, целостным будет ИМЯ (Превечного) и престол Его будет целостным, как сказано: "Враг исчез, (чьи) мечи (были) навеки" [Псалмы 9, 7] — это Амалек, как написано о нем: "ярость свою хранил вечно" [Амос 1, 11]. "И врагов Ты искоренил, исчезла память о них" [Псалмы 9, 7]. А что сказано вслед за этим? "И Господь вовеки пребудет" - (здесь) ИМЯ целостно (полное написание) - "установил для суда Свой престол כסאו", престол Его целостен (полное написание) [Танхума].

И еще:
сказал р. Леви от имени р. Хамы: «Пока живо семя Амалека, Имени Всевышнего и престолу Его недостает цельности, ведь в выражении «престол Всевышнего» употреблено Имя из двух букв, а не полное, из четырех, а слово «престол» также написано не полностью, без последней буквы алеф. Итак, и Имя, и престол лишены совершенства» (Мидраш теѓилим, 9).

И, наконец, Сончино резюмирует так:
Амалек поднял руку на народ Израиля в тот момент, когда Божественное Присутствие проявляется во всех событиях, связанных с исходом и движением еврейского народа по пустыне. Как мера за меру, Всевышний поднимает руку, которая одновременно будет знаком клятвы и постоянной и вечной угрозы существованию Амалека до полного его исчезновения (Онкелос, Раши, Ибн Эзра, Луццатто).

lisunbars,
Как я понял, не имеет значение намеренно или нет. Несколькими стихами ранее Тора говорит:
ЕСЛИ БУДУТ ССОРИТЬСЯ ЛЮДИ, И ОДИН УДАРИТ ДРУГОГО КАМНЕМ ИЛИ КУЛАКОМ, И ТОТ НЕ УМРЕТ, НО СЛЯЖЕТ В ПОСТЕЛЬ - ЕСЛИ ОН ВСТАНЕТ И БУДЕТ ХОДИТЬ ВНЕ ДОМА НА КОСТЫЛЕ СВОЕМ, ТО УДАРИВШИЙ ЕГО БУДЕТ ОСВОБОЖДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ, ТОЛЬКО ПУСТЬ ЗАПЛАТИТ ЗА ПЕРЕРЫВ В ЕГО РАБОТЕ И ПОЛНОСТЬЮ ВЫЛЕЧИТ ЕГО. (Шемот 21:18-19)

На сколько я знаю, в рабство продавали или за долги, или вора, у которого не нашлось ничего, чем можно было компенсировать кражу. Такого еврея раввинский суд действительно отдавал на "перевоспитание" в честную и благочестивую семью, где он отрабатывал причиненный ущерб, а заодно учился праведному образу жизни. Срок такого рабства не превышал семи лет.

Херем - это полное отлучение от общины. Ниддуй - временное.
Еврейская Энциклопедия, например, приводит такой перечень поступков, наказуемых временным отлучением:
оскорбление ученого, отказ предстать перед судом, пренебрежение к раввинским постановлениям, нарушение обета, требование невозможного, небрежное содержание злой собаки, получение денег, не причитающихся по еврейскому закону или по постановлению нееврейского суда и т.п.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
ariely
post 20 фев 2007, 14:33
Сообщение №450 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05
Израиль, Эли

Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
Новая недельная глава - "Трума" - "вознесение", пожертвование.

После принятия Десяти заповедей, о чем мы читаем в главе “Итро”, Тора перечисляет законы, связанные, главным образом, с возмещением ущерба (“Мишпатим”). Наша же недельная глава посвящена заповедям, связанным с постройкой Скинии (Мишкан), или, что то же самое – с постройкой ее постоянной версии – Храма (Микдаш).

И вот, что мы читаем:
«И ПОСТРОЯТ МНЕ СВЯТИЛИЩЕ, И Я БУДУ ПРЕБЫВАТЬ СРЕДИ НИХ» (Шемот 25:8)

Мы легко можем понять назначение языческих храмов, ведь языческие божества имеют облик, и соответственно должны где-то обитать.

Но зачем вообще бесконечному и невидимому Б-гу понадобился Храм? Как Тот, в Ком заключен весь мир, зачем-то еще выбирает для своего присутствия какое-то строение? Как это понимать? Нужен ли Храм в наше время?
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить

Ответить Опции темы Создать
1 посетителей читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
здесь находятся:
 

 
Анонсы статей
Реклама
Последние сообщения
Скин форума: Перейти на версию для мобильных
Сейчас: 3 авг 25, 21:54
Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей и других материалов, опубликованных на сайте. Помните, что в вопросах здоровья вас и ваших детей нельзя полагаться на советы, данные заочно по интернету!
Перепечатка и использование материалов сайта и сообщений из конференций РАЗРЕШЕНЫ только в интернете при наличии активной ссылки на MATERINSTVO.RU и с указанием имен авторов!
Использование фотографий ЗАПРЕЩЕНО без письменного разрешения их авторов!
Политика конфиденциальности и обработка персональных данных