Каскадный ·
[ Стандарт ] ·
Линейный+
Недельная глава из Торы, Вопросы, идеи и комментарии.
| ariely |
10 мая 2007, 18:57
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05 Израиль, Эли
Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
 |
По поводу первого вопроса, есть такой известный анекдот: "Встречаются христианский священник с раввином. Священник рассказывает, что ему вчера приснился еврейский Рай: грязно, народу не протолкнешся, шум и суета. А мне, - говорит раввин, - приснилось, что я попал в христианский рай. И так там чисто, светло, сплошное благоухание - и ни души!"Как правило, опыт показывает, что блага или кары этого мира значат для людей гораздо больше, чем всевозможные блага или кары после смерти. Иначе не понадобилось бы никакой инквизиции... Как говорится, лучше синица в руке. На счет второго вопроса, я согласен с lisunbars  . ( Хотя на счет Ахматовой я как-то не уверен...) По существу же вопроса, вот несколько подходящих вариантов объяснения: «Какую идею содержат в себе обещания благ, а также возмездия и наказания, записанные в Торе? Г-сподь говорит: будете исполнять эти предписания, Я помогу вам в их исполнении, буду способствовать вашему совершенствованию, удалю все препятствия на вашем пути. Человек не способен исполнять заповеди, будучи больным, голодным или мучимым жаждой и т.д. Б-г обещает, что устранит все эти препятствия и люди будут наслаждаться здоровьем и спокойствием, пока их сознание не станет совершенным, и благодаря этому обретут блага грядущего мира. Таким образом, эта материальная награда будет не ЦЕЛЬЮ, а СРЕДСТВОМ!» ( РаМБаМ, комментарий к Талмуду, трактат «Санѓедрин») «[Многие] резко критикуют Тору за то, что она умалчивает о духовных наградах и обещает преходящие материальные блага, словно ради них люди соблюдают ее законы. <...> Подлинное духовное благо, <...> – награда за исполнение заповедей; оно гораздо выше тех наград, о которых говорится здесь. Это – обитание Б-га в нашей среде, постоянство Его близости к избранному народу. <...> Нам предлагают величайшую из всех наград: «И УСТАНОВЛЮ ОБИТАЛИЩЕ МОЕ СРЕДИ ВАС. И ХОДИТЬ БУДУ СРЕДИ ВАС, И БУДУ ВАМ Б-ГОМ» (Вайикра 26:11,12). Как могли критики Писания упустить из виду могущество Б-жественной любви, духовное богатство, обретаемое нашим народом в земном, преходящем мире, где наши души скованы узами грубой материи!» ( р. Ицхак а-РаМа) Для желающих более подробное объяснение: «После того, как мы выяснили, что награда за исполнение заповедей и благо, которых мы удостоимся, если будем следовать по пути Г-спода, предписанному Торой, – вечная жизнь в грядущем мире, а кара, которая ожидает злодеев, оставивших пути праведности, заповеданные Торой, – истребление, – возникает вопрос: что означают слова Торы, когда она говорит: «если вы будете послушны, то удостоитесь того-то», или «если вы не будете послушны, вас постигнет то-то»? И что означают все те награды и наказания, которые мы получаем в этом мире: изобилие и голод, война и мир, независимость и унижение, жизнь на своей земле и изгнание, успех в начинаниях и неудача и тому подобное? Все это – истина, так было и так будет: если мы будем соблюдать заповеди Торы, удостоимся всех земных благ; если же мы будем их нарушать – постигнут нас все беды, упомянутые в Писании. Но несмотря на это, все эти блага – не истинная награда за исполнение заповедей, а беды – не истинное наказание за их нарушение. Объяснение же этому в следующем: Святой Творец дал нам Тору – Древо Жизни. И всякий, кто исполняет написанное в ней и постигает ее во всей полноте, удостаивается жизни в грядущем мире. А деяния его и мудрость, которую он приобрел, определяют размер этой награды. Всевышний же обещал нам в Торе, что если мы будем исполнять написанное в ней с радостью и от всего сердца и постоянно размышлять о ее мудрости, то Он устранит все, что препятствует нам ее исполнению: болезни, войны, голод и тому подобное. И ниспошлет Он нам все те блага, которые будут поддерживать нас при исполнении Торы: например – изобилие, мир, золото и серебро, дабы мы не проводили все наши дни в заботах о телесных нуждах, но были свободными и посвящали себя изучению мудрости и исполнению заповедей и удостоились жизни в грядущем мире. Вместе с тем Тора предупреждает, что если мы оставим ее ради повседневной суеты, – то Справедливый Судья отнимет у оставивших ее все земные блага, которые стали причиной их мятежа и нашлет на них всяческие бедствия, которые воспрепятствуют им обрести удел в грядущем мире и сгинут они в своем злодействе. Об этом сказано в Торе: «И СЛУЖИТЬ ТЫ БУДЕШЬ ВРАГУ ТВОЕМУ, КОТОРОГО НАШЛЕТ Г-СПОДЬ НА ТЕБЯ...» (Дварим 28:48) – «ЗА ТО, ЧТО НЕ СЛУЖИЛ ТЫ ГОСПОДУ, Б-ГУ ТВОЕМУ, С РАДОСТЬЮ И С ВЕСЕЛЫМ СЕРДЦЕМ, КОГДА БЫЛО У ТЕБЯ ИЗОБИЛИЕ ВО ВСЕМ» (Дварим 28:47). Таким образом можно объяснить все благословения и проклятия, упоминаемые в Торе: если будете служить Г-споду с радостью и следовать по Его пути, Он ниспошлет вам все эти благословения и отведет от вас все проклятья, чтобы были вы свободны, постигали мудрость Торы, изучали ее и удостоились жизни в грядущем мире. «…ЧТОБЫ БЫЛО ТЕБЕ ХОРОШО…» (Дварим 22:7), – в мире, где царит благо; «…И ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ» (Дварим 22:7), – в мире, где царит вечность. Таким образом вы удостоитесь удела в двух мирах: благополучной жизни в этом мире, и, как следствие этого, – жизни в мире грядущем. Ибо за что удостоится удела в грядущем мире человек, который в земном мире мудрости не приобрел и добрых дел не совершал?! А если вы оставите Г-спода и погрязнете в чревоугодии, пьянстве, разврате и тому подобном, то нашлет Он на вас все эти проклятья и лишит всех благословений. И будут проходить дни ваши в смятении и страхе, и не будет у вас ни ясного рассудка, ни здоровья, чтобы исполнять заповеди, и лишитесь вы жизни в грядущем мире. И утратите вы удел в обоих мирах, ведь если человека в этом мире терзают болезни, войны и голод, он не может посвятить себя ни постижению мудрости, ни исполнению заповедей, благодаря которым можно удостоиться удела в мире грядущем.» ( РаМБаМ, Законы о тшуве, 9:1)
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
|
| ariely |
18 мая 2007, 10:45
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05 Израиль, Эли
Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
 |
На этой неделе мы начинаем новую книгу Пятикнижия - Бемидбар (В пустыне). Глава называется соответственно.
Книга "Бемидбар" описывает становление евреев как народа. Поражает то, что этот процесс происходит в пустыне, вдали от городов, центров культуры, вне собственной земли. Но именно там, в отсутствие чуждых влияний и под постоянным наблюдением Всевышнего, народ вчерашних рабов формирует свой национальный облик.
Постараюсь связать эту главу с праздником Шавуот, который мы празднуем на следующей неделе. Шавуот – праздник дарования Торы. Более 3300 лет тому назад наши предки стояли под горой Синай, своими ушами слышали «Десять заповедей» и получили Учение - Тору - определившее моральный уровень, судьбу и характер еврейского народа на многие века.
И Г-СПОДЬ СКАЗАЛ МОШЕ В ПУСТЫНЕ СИНАЙСКОЙ, В ШАТРЕ СОБОРНОМ, В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВТОРОГО МЕСЯЦА, ВО ВТОРОЙ ГОД ПО ВЫХОДЕ ИХ ИЗ ЗЕМЛИ ЕГИПЕТСКОЙ, ТАК… (Бемидбар 1:1)
«Зачем [сказано] «в пустыне Синайской»? Отсюда учат мудрецы, что Тора была дарована среди огня, среди воды, посреди пустыни. Откуда известно [что Тора была дарована] среди огня? «А гора Синай дымилась вся…» (Шмот 19:18). Откуда известно [что Тора была дарована] среди воды? «…И с небес капало, и облака сочились водой [горы истекали пред Г-сподом – это Синай…]» (Шофтим 5:4,5). А откуда известно [что Тора была дарована] в пустыне? «И Г-сподь сказал Моше в пустыне Синайской» (Бемидбар 1:1). Почему же дарование Торы связано с огнем, водой и пустыней? Так же, как все это безвозмездно дано приходящим в мир, так и слова Торы даны безвозмездно... Другое толкование: ...тот, кто не способен уподобиться не имеющей владельца пустыне, не сможет обрести мудрость и Тору; потому и сказано “в пустыне Синайской”» (Мидраш Бемидбар раба 1:6)
«В мидраше сказано: «Тора была дарована среди огня, среди воды, посреди пустыни… Так же, как все это безвозмездно дано приходящим в мир, так и слова Торы даны безвозмездно… Другое толкование: тот, кто не способен уподобиться не имеющей владельца пустыне, не сможет обрести Тору и заповеди». На первый взгляд, второе толкование противоречит первому. Разве можно об этих «трех вещах» сказать, что они даны безвозмездно, если ради них нам необходимо самих себя и свое имущество превратить в нечто никому не принадлежащее (ѓефкер), как пустыня? [Следует ответить так:] действительно, Тора дана безвозмездно – всякий, кто захочет, может ее изучать. Однако приобрести Тору, то есть прилепиться к ее сути (подобно сказанному: старец, что приобрел мудрость – это тот, в сердце которого мудрость свила себе гнездо и нашла прибежище)… – этого невозможно добиться иначе, как превратив себя в ѓефкер» (раби Иеѓуда-Арье-Лейб Альтер (1847-1905), «Сфат-эмет», к книге Бемидбар)
Раби Меир говорил: «Каждый, кто изучает Тору ради [самого процесса изучения] ее, удостоивается многого. <...> [В Торе] он зовется другом [Всевышнего], тем, кого любит [Творец], любящим Всевышнего, любящим Его творения, доставляющим Всевышнему радость, доставляющим радость Его творениям. И [благодаря изучению Торы] облачением его становятся смирение и трепет [пред Всевышним], и оно помогает ему стать праведным, благочестивым, честным и достойным доверия, и отвращает его от греха, и побуждает его совершать добрые дела <...> Он скромен, и долготерпелив, и прощает обиды. [Тора] возвеличивает его и возносит над всем сотворенным» (Пиркей Авот 6:1)
«Известно, что тот, кто занимается Торой ради нее самой, называется занимающимся ею постоянно [см. Авот 6:3], ибо его любовь к ней постоянна и связана с самой сутью ее. Но тот, кто занимается Торой ради какой-то другой цели, немедленно оставит Тору, как только поймет, что эту цель можно достичь как-то иначе…» (раби Ицхак Арама (1420-1492, Испания), «Акедат-Ицхак», гл. 72)
Еще мудрецы задают такой вопрос - чем же так замечательна гора Синай, что именно там евреи удостоились принять Тору? Ведь ни высотой, ни уникальным месторасположением, ни удивительной привлекательностью она не отличалась. Гора как гора. Ответ заключается в том, что именно из-за своей "невыпяченности" неказистая гора Синай и была выбрана местом дарования Торы.
С другой стороны, сразу же возникает следующий вопрос: если именно скромность, "невозвышенность" так ценнится в иудаизме, то почему бы не предпочесть горе Синай какую-нибудь долину или низину?
Как ни странно, чрезмерное самомнение, самоуверенность, напыщенность - это не что иное, как защитная реакция человека с глубоко скрываемой заниженной самооценкой, и наоборот. А мы часто путаем скромность с ложной приниженностью. Тора никоим образом не приветствует втаптывание себя в грязь. Скромность по-еврейски – это четкое осознание своего места в жизни. Человек ни на минуту не должен забывать о великом Б-жественном источнике своей души и гордиться этим – одно это уже делает его "горой".
Отредактировано: ariely в 5 июн 2007, 16:41
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
|
| ariely |
5 июн 2007, 16:41
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05 Израиль, Эли
Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
 |
Всем привет! У меня на работе восстановили Интернет, который полетел на прошлой неделе.
Итак, на прошлой неделе у нас была глава “Беаалотха” (“когда будешь зажигать”). В ней повествуется о законах зажигания Меноры, о назначении 70 старейшин помощниками Моше. Заканчивается же глава эпизодом с Мирьям, сестрой Моше-рабэйну, наказанной проказой за злословие о собственном брате. Среди прочего, в этой главе рассказывается о наказании евреев, недовольствовавшихся манной, а требующих мяса, и вспоминающих о якобы прекрасной жизни евреев в Египте.
«А СБРОД, КОТОРЫЙ СРЕДИ НИХ, СТАЛ ПРОЯВЛЯТЬ ПРИХОТИ, И СНОВА ЗАПЛАКАЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ, И СКАЗАЛИ: "КТО НАКОРМИТ НАС МЯСОМ? ПОМНИМ МЫ РЫБУ, КОТОРУЮ ЕЛИ В ЕГИПТЕ ДАРОМ, ОГУРЦЫ И ДЫНИ, И ЗЕЛЕНЬ, И ЛУК, И ЧЕСНОК. А ТЕПЕРЬ ДУША НАША ИССОХЛА, НЕТ НИЧЕГО, КРОМЕ МАНА ЭТОГО, [что перед] ГЛАЗАМИ НАШИМИ!"» (Бамидбар 11:4-6)
На что Всевышний отвечал: «А НАРОДУ ЭТОМУ СКАЖИ: ГОТОВЬТЕСЬ К ЗАВТРАШНЕМУ ДНЮ И БУДЕТЕ ЕСТЬ МЯСО, ИБО ПЛАКАЛИ ВЫ, ОБРАЩАЯСЬ К Б-ГУ, ГОВОРЯ: КТО НАКОРМИТ НАС МЯСОМ? ВЕДЬ ЛУЧШЕ БЫЛО НАМ В ЕГИПТЕ! И ДАСТ ВАМ Б-Г МЯСО, И БУДЕТЕ ЕСТЬ. НЕ ОДИН ДЕНЬ БУДЕТЕ ВЫ ЕСТЬ, И НЕ ДВА ДНЯ, И НЕ ПЯТЬ ДНЕЙ, И НЕ ДЕСЯТЬ ДНЕЙ, И НЕ ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ, НО В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА, ПОКА ОНО НЕ ВЫЙДЕТ У ВАС ИЗ НОСА И НЕ СТАНЕТ ДЛЯ ВАС ОТВРАЩЕНИЕМ, ЗА ТО, ЧТО ГНУШАЛИСЬ ВЫ Б-ГОМ, КОТОРЫЙ СРЕДИ ВАС, И ПЛАКАЛИ ПРЕД НИМ, ГОВОРЯ: ЗАЧЕМ ЭТО МЫ ВЫШЛИ ИЗ ЕГИПТА?"» (Бамидбар 11:18-20)
После чего: «ВЕТЕР ПОДНЯЛСЯ ПО ВЕЛЕНИЮ Б-ГА, И ПРИНЕС ПЕРЕПЕЛОВ С МОРЯ, И ПОКРЫЛ ИМИ СТАН, НА ДЕНЬ ПУТИ ТУДА И НА ДЕНЬ ПУТИ СЮДА, ВОКРУГ СТАНА, И ОКОЛО ДВУХ ЛОКТЕЙ НАД ЗЕМЛЕЙ. И ВСТАЛ НАРОД, И ВЕСЬ ТОТ ДЕНЬ, И ВСЮ НОЧЬ, И ВЕСЬ СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ СОБИРАЛИ ПЕРЕПЕЛОВ <...> ЕЩЕ БЫЛО МЯСО В ЗУБАХ ИХ, ЕЩЕ НЕ ПЕРЕЖЕВАНО, КАК ГНЕВ Б-ГА ВОЗГОРЕЛСЯ НА НАРОД, И ПОРАЗИЛ Б-Г НАРОД МОРОМ ВЕСЬМА СИЛЬНЫМ» (Бамидбар 11:31-33)
История очень поучительная и, к сожалению, актуальная в связи с ностальгией многих по временам Сов. Союза. Автор комментария "Ор аХаим" задает такой вопрос: зачем было откладывать все назавтра? Неужели нельзя было послать перепелов тотчас же?
И сам же он объясняет: евреям были предоставлены почти целые сутки для размышления. От них никто не скрывал возможных последствий завтрашнего чрезмерного чревоугодия. Надо было только подготовиться должным образом. Расскайся они в своих побуждениях, и все могло бы кончиться не так печально. То же самое мясо перепелов пошло бы им только на пользу. Но, увы! Евреи не приняли смысл отсрочки к сведению и были сурово наказаны...
Отредактировано: ariely в 5 июн 2007, 16:43
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
|
| ariely |
6 июн 2007, 16:27
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05 Израиль, Эли
Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
 |
К слову о ностальгии...
Человеку свойственно окрашивать свое прошлое в светлые тона и в этом нет ничего плохого, скорее наоборот.
Вот что по этому поводу говорил знаменитый еврейский психотерапевт Виктор Франкл: “Прошедшего не вернуть. Неуязвимо и незыблемо то, что уже произошло. Уходящее время поэтому является не только вором, но и стражем. Любая философия, которая подразумевает преходящий характер существования, совсем не обязательно должна быть пессимистичной. Выражаясь образно, мы могли бы сказать: пессимист напоминает человека, который со страхом и печалью наблюдает, как настенный календарь, от которого он ежедневно отрывает по листку, становится тоньше и тоньше с каждым днем. С другой стороны, человек, который воспринимает жизнь так, как это описывалось выше, похож на человека, который отрывает каждый последующий лист календаря и аккуратно складывает его с ранее оторванными листками, предварительно набросав несколько слов на обороте. Он может с гордостью и радостью размышлять о богатстве, содержащемся в этих записях, о всей полноте прожитой им жизни... Все, что было хорошего и прекрасного в прошлом, благополучно там сохраняется. С другой стороны, пока остается жизнь, всю вину и все зло еще можно исправить”.
Тем самым, ностальгия - это не столько грусть по прошлому, сколько траур по настоящему, неспособность его принять, и в этом его беда. Вместо того, чтобы строить будущее в настоящем, опираясь на прошлое, человек начинает в настоящем переписывать свое прошлое, лишая себя будущего.
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
|
| ariely |
6 июн 2007, 19:11
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05 Израиль, Эли
Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
 |
На этой неделе мы читаем главу "Шлах" ("Пошли").
В этой главе рассказывается о самом серьезном кризисе, который произошел за все время пребывания нашего народа в пустыне. Речь идет о, так называемом, "Грехе разведчиков", который привел к тому, что все то поколение было приговорено к тому, чтобы умереть в пустыне, а еврейский народ застрял в пустыне на 40 лет.
Наша глава начинается словами: ГОВОРИЛ Б-Г МОШЕ И СКАЗАЛ: «ПОШЛИ ОТ СЕБЯ ЛЮДЕЙ, РАЗВЕДАТЬ СТРАНУ КНААН, КОТОРУЮ Я СОБИРАЮСЬ ДАТЬ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ. ПОШЛИ ПО ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИЗ КАЖДОГО КОЛЕНА» (Бамидбар 13:1,2)
В то же время, в начале книги Дварим Моше вспоминает об этой истории несколько иначе: И СКАЗАЛ Я ВАМ: <...> СМОТРИ, ДАЛ ТЕБЕ Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, СТРАНУ ЭТУ, ИДИ И ОВЛАДЕЙ ЕЮ <...> НО ПОДОШЛИ КО МНЕ ВСЕ ВЫ И СКАЗАЛИ: "ПОШЛЕМ ЛЮДЕЙ ПЕРЕД СОБОЙ, ЧТОБЫ РАЗВЕДАЛИ ОНИ НАМ СТРАНУ И РАССКАЗАЛИ НАМ О ДОРОГЕ, ПО КОТОРОЙ НАМ ИДТИ, И О ГОРОДАХ, К КОТОРЫМ НАМ ИДТИ". И ПОНРАВИЛОСЬ МНЕ СЛОВО ЭТО, И ВЗЯЛ Я ИЗ ВАС ДВЕНАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК, ПО ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОТ КОЛЕНА. И ОТПРАВИЛИСЬ ОНИ... (Дварим 1:21-24)
Как правило, подобная ситуация в Торе говорит о том, что второй вариант истории дополняет первый. Тем самым, судя по всему, дело обстояло так: Всевышний сказал: “Идите в Страну эту”, после чего народ пришел к Моше по собственной инициативе с предложением: “давайте пошлём разведчиков”. Моше запросил добро у “Высшего начальства”, на что Всевышний ответил ему: “Пошли” (“шлах леха”), что обычно означает “послать для твоей пользы”. По словам Мидраша, здесь это означает: «Если ты считаешь правильным, то пошли». То есть, это был не приказ, но и не возражение.
Проблема заключалась в том, что за этой просьбой, которая, на первый взгляд, представляется вполне разумной и обоснованной, скрывался недостаток веры народа во всемогущество Творца. Народ интересовался, прежде всего, хорошую ли землю дает им Творец в подарок, и можно ли справиться с теми народами, которые ее населяют.
Разведчики, обойдя Страну Кнаан за 40 дней, вернулись в стан. Однако, вместо того, чтобы прийти к Моше и доложить ему о результатах разведывательной экспедиции, они собрали вокруг себя народ и стали его запугивать рассказами о неприступных крепостях и о великанах (Бaмидбар 13:27-14:1): «ПРИШЛИ МЫ В СТРАНУ, В КОТОРУЮ ТЫ ПОСЫЛАЛ НАС, И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ТЕЧЕТ ОНА МОЛОКОМ И МЕДОМ, И ВОТ ПЛОДЫ ЕЕ; НО СИЛЕН НАРОД, ЖИВУЩИЙ НА ЗЕМЛЕ ТОЙ, И ГОРОДА УКРЕПЛЕННЫЕ, ВЕСЬМА БОЛЬШИЕ»
Только двое из 12 разведчиков пытались успокоить людей и вселить в их сердца надежду: НО КАЛЕВ УСПОКАИВАЛ НАРОД ПЕРЕД МОШЕ И СКАЗАЛ: «НЕПРЕМЕННО ВЗОЙДЕМ И ЗАВЛАДЕЕМ ЕЮ, ИБО СМОЖЕМ МЫ ЭТО СДЕЛАТЬ».
ЛЮДИ ЖЕ, КОТОРЫЕ ХОДИЛИ С НИМ, СКАЗАЛИ: «НЕ МОЖЕМ МЫ ПОДНЯТЬСЯ НА НАРОД ТОТ, ИБО ОН СИЛЬНЕЕ НАС». И РАСПУСКАЛИ ХУДУЮ МОЛВУ О ЗЕМЛЕ <…> И ПОДНЯЛА ВОПЛЬ ВСЯ ОБЩИНА, И ПЛАКАЛ НАРОД В ТУ НОЧЬ
Рассказ о грехе разведчиков является поворотным моментом в жизни всех тех, кто родился в рабстве и совершил Исход из Египта. Несмотря на то, что они поверили во Всевышнего и последовали вслед за облаком, ведущим народ в пустыню, их духовный подъем оказался кратковременным порывом, который не сделал их в полной мере свободными людьми. Свидетельством тому является периодически возникающее желание значительной части народа вернуться в Египет и воспоминание о жизни в рабстве как о благополучном времени. Отказ идти в Страну Израиля стал причиной сурового приговора: 40 лет странствий по пустыне, пока не умрет то поколение, которое отвергло дар Всевышнего. За это время должно было вырасти новое поколение, которое не знало египетского рабства и которое окажется способным вести борьбу за обретение собственной страны.
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
|
| ariely |
7 июн 2007, 13:56
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05 Израиль, Эли
Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
 |
«НО КАЛЕВ УСПОКАИВАЛ НАРОД ПЕРЕД МОШЕ. Сказал Раба: «Он успокаивал их своими речами. Сначала обратился к народу Иеѓошуа, но сказали ему: “Этот обрубок еще и разглагольствует! (Иеѓошуа не имел детей)”. Подумал Калев: Если я обращусь к ним, то они и меня опозорят и заткнут мне рот. Сказал он им: “Разве только это сделал нам сын Амрама?” Решили они, что Калев собрался поносить Моше, и умолкли. Продолжил Калев: “Вывел нас [Моше] из Египта, рассек перед нами море, накормил нас манной. Неужели не послушаем его, даже если он скажет нам: “Сделаем лестницы и поднимемся на небеса”? Непременно взойдем и завладеем ею...!” Люди же, которые ходили с ним, сказали: “НЕ МОЖЕМ МЫ ПОДНЯТЬСЯ НА НАРОД ТОТ, ИБО ОН СИЛЬНЕЕ НАС”» Сказал р. Ханина б. Папа: «Великую вещь сказали в тот час разведчики: ИБО ОН СИЛЬНЕЕ НАС – читай не “нас” (мимену), а “Него” (мимену). Как будто даже хозяин не может забрать оттуда то, что принадлежит ему <...> И подняла вопль вся община, и плакал народ» Сказал Раба со слов р. Иоханана: «Это был канун девятого ава. Сказал Всевышний: За то, что плакали они без причины, Я дам им причину для плача из рода в род» (Вавилонский Талмуд, трактат Сота 35а)
Очень интересное объяснение этого отрывка, в контексте современного израильского общества, предлагает выдающийся еврейский философ Эммануэль Левинас (1906-1995) в своей работе “Девять талмудических штудий”. (Все многоточия в тексте - сокращенно мной...)
«...Возможно страх разведчиков был страхом морально-этическим. Они сомневались, допустимо ли завоевывать то, что построили другие?.. ... Талмуд обвиняет разведчиков в этической утонченности, оборачивающейся этической извращенностью. Однако сговор разведчиков не смог бы отравить сознание столь многих, если бы их аргументы не имели хоть какого-то оправдания. И ТОГДА КАЛЕВ УСПОКАИВАЛ НАРОД ПЕРЕД МОШЕ... А Иеѓошуа? Неужели он все это время хранил молчание?.. Нет, [согласно Талмуду], произошло следующее: Иеѓошуа первым выступил против разведчиков, чтобы побудить евреев к свершению возложенного на них великого дела. Однако народ заставил его замолчать и стал поносить его. Обрубок! У него не было детей, говорят комментаторы... Ему нечего терять и потому легко призывать к подвигам... Он сионист для других, сионист, который не хочет подвергать риску своих детей... И тогда Калев придумал, как привлечь внимание дерзких людей, заткнувших рот Иеѓошуа... Неужели не послушаем его [Моше], даже если он скажет нам: “Сделаем лестницы и поднимемся на небеса”? Откуда эта идея относительно лестницы и небес..? В стихе сказано: “ВЗОЙДЕМ (наале) И ЗАВЛАДЕЕМ ЕЮ” (Бамидбар 13:30). Слово “наале” приводит мидраш к идее о лестнице... Но что имеет в виду Калев?.. Если Моше вывел нас из Египта, рассек перед нами море, накормил нас манной, неужели можно себе представить, что под его руководством мы идем завоевывать землю так, как захватывают колонию? ...Мы идем в эту страну – текст Талмуда не оставляет в этом сомнений, – чтобы построить на ней высший, небесный тип жизни. Поднимемся на небеса! Мы не будем владеть этой землей, как обычно владеют ею, мы построим на ней справедливое общество. ... речь здесь идет об освящении земли... Вы скажете: Так каждому может прийти в голову, что он строит справедливое общество и освящает землю. Не поддерживаем ли мы захватнические войны…? Наш ответ будет заключаться в следующем. Принятие Торы – это принятие универсальных основ справедливости. Главнейшее положение иудаизма говорит о том, что существует мораль, что некоторые вещи справедливее других... Тора устанавливает основы человеческой справедливости. Народ Израиля претендовал на Эрец-Исраэль, исходя из этой универсальной справедливости, а не на основе какого-либо национального интереса. Люди же, которые ходили с ним, сказали: “НЕ МОЖЕМ МЫ ПОДНЯТЬСЯ НА НАРОД ТОТ, ИБО ОН СИЛЬНЕЕ НАС”... [Согласно Талмуду,] они сказали: “Жители этой земли сильнее Б-га”. И Талмуд добавляет: “Как будто даже хозяин не может забрать оттуда то, что принадлежит ему”... Можно предложить и другое прочтение, и тогда разведчики предстанут еще более прекраснодушными, чем мы думали. “Ибо он [народ] сильнее Него” – право на существование народа, живущего на этой земле, выше морального права универсального Б-га. …пока они пользуются, тем, что в их руках, нет никакого права в мире, которое позволило бы забрать это у них. Нельзя забрать у них землю, на которой они живут, даже если они испорчены, … и недостойны ее... Такой степени достигает “чистота” разведчиков, чистота их атеизма... “И ПОДНЯЛА ВОПЛЬ ВСЯ ОБЩИНА, И ПЛАКАЛ НАРОД”... Совесть терзала их понапрасну: они плакали без какой-либо на то причины. Беспричинные слезы прекраснодушных опасны. Эти слезы влекут за собой истинные трагедии, подобные тем, что им мерещились. Можно также добавить: те, что идут завоевывать землю, – а на самом деле – Небеса, – те, кого называют “олим” (восходящие) ...не только встают под знамена справедливости, но и воплощают собой эту справедливость... Они принимают на себя ответственность ...и должны будут заплатить изгнанием за прегрешения. Только тот, кто готов нести ответственность за результаты своих поступков и уйти в изгнание, если окажется недостойным родины, имеет право прийти на родину...»
Отредактировано: ariely в 7 июн 2007, 13:58
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
|
| ariely |
13 июн 2007, 13:28
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05 Израиль, Эли
Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
 |
На этой неделе мы читаем главу "Корах". В этой главе рассказывается об очередном (уже четвертом по счету) кризисе, который произошел в пустыне. На этот раз - кризис авторитета Моше. И СОБРАЛИСЬ ПРОТИВ МОШЕ И ААРОНА, И СКАЗАЛИ: «ПОЛНО ВАМ! ВЕДЬ ВСЯ ОБЩИНА, ВСЕ СВЯТЫ, И СРЕДИ НИХ Г-СПОДЬ! ОТЧЕГО ЖЕ ВОЗНОСИТЕСЬ ВЫ НАД СОБРАНИЕМ Г-СПОДА? И УСЛЫШАЛ МОШЕ, И ПАЛ НИЦ. (Бaмидбар 16:3-4) И СОБРАЛ ПРОТИВ НИХ КОРАХ ВСЕ ОБЩЕСТВО У ВХОДА В ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ, И ЯВИЛАСЬ СЛАВА Б-ГА ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ. (Бaмидбар 16:19) «И СОБРАЛ ПРОТИВ НИХ КОРАХ. Сказал он им: «ВСЯ ОБЩИНА, ВСЕ СВЯТЫ, все слышали: “Я – Г-СПОДЬ, Б-Г ТВОЙ”. ОТЧЕГО ЖЕ ВОЗНОСИТЕСЬ ВЫ НАД СОБРАНИЕМ Г СПОДА? Если бы только вы слышали [голос Б-га], а они не слышали, то вы могли бы что-то сказать. Но коль скоро все слышали, ОТЧЕГО ВЫ ВОЗНОСИТЕСЬ?» Тут ужаснулся Моше, ибо этот спор стал уже четвертым преступлением [народа]. Вот с чем это можно сравнить. Был у царя сын, и совершил он проступок перед отцом. И вот вымолил приближенный царя прощение для сына один раз, и второй, и третий. Когда согрешил тот в четвертый раз, опустились руки приближенного, и сказал он: «Сколько я могу утруждать царя!» Так и Моше. Когда согрешили, сделав золотого тельца, «СТАЛ УМОЛЯТЬ МОШЕ Г-СПОДА…» (Шмот 32:11). Когда «СТАЛ НАРОД РОПТАТЬ» (Бaмидбар 11:1), «ПОМОЛИЛСЯ МОШЕ Г-СПОДУ». Когда послушался народ разведчиков, «СКАЗАЛ МОШЕ Г-СПОДУ: “УСЛЫШАТ ЕГИПТЯНЕ… И СКАЖУТ… ПРОСТИ ЖЕ ГРЕХ НАРОДА ЭТОГО ПО ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ ТВОЕЙ, КАК ПРОЩАЛ ТЫ НАРОД ЭТОТ СО ДНЯ ВЫХОДЯ ИЗ ЕГИПТА И ДОСЕЛЕ” (Бaмидбар 14:13-19). Когда же Корах затеял спор, опустились руки Моше, и сказал он: «Сколько я могу утруждать царя!» Поэтому «УСЛЫШАЛ МОШЕ И ПАЛ НИЦ»…» (Мидраш Танхума, раздел Корах, 4) «...прямой смысл Писания таков, что невозможно и вымолвить. Действительно, как понимать требование, чтобы не возносились над ними царь и первосвященник? Почему вдруг все должны быть святы и среди них Г-сподь? Напротив, земное царство должно быть подобием царства Небесного, над которым возвышается один Царь, великий и святой, и у него множество служителей – один выше другого. Но наши мудрецы объяснили эти слова [далее следует цитата из приведенного выше мидраша]… Однако, если мы воспримем сказанное буквально, то принять его будет еще сложнее, чем слова Писания. Ибо, если эти люди, [выступившие против Моше и Аарона,] верили в Синайское Откровение и считали, что они поднялись на уровень пророчества в числе прочего народа, то им следовало признать более высокий уровень Моше, ибо через него они достигли того, чего достигли. Да и, в принципе, Синайское Откровение было дано для того, чтобы евреи услышали, как Г-сподь говорит с Моше, и стали доверять ему всегда. Как же, в таком случае, могли эти люди сказать: «ОТЧЕГО ЖЕ ВОЗНОСИТЕСЬ ВЫ НАД СОБРАНИЕМ Г-СПОДА?»» (раби Ицхак Арама, “Акедат-Ицхак”, гл. 78) Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
|
| Gala |
13 июн 2007, 13:55
|
мама
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 11160
Регистрация: 17.07.02
 |
Я опять извиняюсь за дилетантский подход, но мне кажется, что тут была чистая провокация. Конечно все слышали и все святы. Но ведь роль лидера это не возноситься надо всеми, а нести ответственность за всех. Прежде всего. Снизу обычно видно только то, что лидер пользуется почетом и уважением, то есть "возносится" и никто не видит, как тяжела его ноша. Всем невозможно одинаково вознестись, потому что коллективной ответственности не существует. И сколько бы Моше не просил прощения для всех, это не приносит людям понимание его заслуг перед ними. Особенно если обнаружится тот, кто в своих целях "открывает глаза народу на несправедливость". Так что его отчаяние можно понять.
Сорри, если я не в тему...
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
|
| ariely |
14 июн 2007, 16:21
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05 Израиль, Эли
Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
 |
Gala,  Я тоже так думаю. Вот предлагаю отрывок из лекции р. Й-Д. Соловейчика, из сборника «Община завета»: Существует лишь единственный род власти, авторитет которой Тора не только санкционирует, но и всячески поощряет в еврейском обществе: эта власть основывается на отношениях учитель – ученик. Нашим предводителем является не царь и не воин, а ученый, сведущий в Торе, власть которого есть авторитет Ребе среди его учеников.
Корах в своем бунте против власти Моше неверно понял еврейскую концепцию санкционированной власти. Он отождествлял власть с царствованием в смысле политическом... Такого рода политические структуры основываются на насильственной власти или подразумеваемом принуждении. Поэтому он ставит под сомнение презумпцию власти Моше, спрашивая, по какому праву один еврей, даже если он Моше, может претендовать на лидерство и власть над его собратьями-евреями. Он говорит: “ВСЯ ОБЩИНА СВЯТА, КАЖДЫЙ ИЗ НИХ, И Г-СПОДЬ В ИХ СРЕДЕ. ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫ СТАВИТЕ СЕБЯ ВЫШЕ НАРОДА Г-СПОДА?” (Бамидбар 16:3). Здесь основной тон определяется словами “почему вы ставите себя выше?” Он усомнился в том, что Моше и Аарон имеют право претендовать на власть, на авторитет, на то, чтобы судить других и вести их за собой. Каждый человек обладает внутенней святостью, будь то Моше или последний дровосек. В позиции Кораха нашло свое отражение изначальное сопротивление евреев всякому притязанию на власть. Однако авторитет Моше проистекал не из его политического положения, а из его роли учителя и его духовной избранности. Ребе не возвышает себя. Вопреки обвинениям Кораха, это не был случай самовозвышения; скорее, положение сложилось так, что по общему согласию вся община признала Моше своим предводителем. Это было духовное лидерство.На самом деле, духовная власть часто гораздо эффективнее, чем власть политических учреждений, и ее приказы выполняются с большей готовностью. Влияние Бешта (основателя хасидского движения) или Гаона из Вильны, как при их жизни, так и посмертно, распространялось на миллионы, оказывая решающее воздействие на жизнь людей. Вряд ли можно найти политического лидера, который по влиянию мог бы выдержать сравнение с ними.
Моше называли Моше Рабейну (наш учитель), а не Моше Малкейну (наш царь), хотя его авторитет включает в себя также все атрибуты царя. Аналогично, Аарон был не только Первосвященником, но и (главным образом) учителем, “ибо уста священника должны хранить знания, и учения ищут от уст его” (Малахи 2:7). Положение коэнов (священников) и их святость проистекали, главным образом, из их роли учителей. Слова “ставите себя”, которые употребил Корах, не могут быть применены по отношению к Моше и Аарону. Близость этих учителей к Б-гу и глубокое постижение ими Его учения были причиной того, что община поставила их над собой.
Ребе должно оказываться безграничное уважение; к словам “БОЙСЯ Г-СПОДА, Б-ГА ТВОЕГО” (Дварим 10:20) Мудрецы добавляют: “Это относится и к учителям Торы”. Б-г отказывается поделиться абсолютной властью с царем, делясь ею с учителями Торы. “Кто настоящие цари? – наши Мудрецы” (Талмуд, Гитин 62а). Именно они призваны осуществлять идеальное правление. Традиция приписывает глубокое знание Торы царю Давиду, среди потомков которого явится Мессия. Власть самого Мессии будет, главным образом, авторитетом учителя, и именно это, а не его политическая роль, спасет мир.« И если встанет царь из рода Давида, усердный в Торе и выполняющий заповеди, как предок его Давид, в соответствии с Письменной и Устной Торой, и склонит весь Израиль следовать за ним и сражаться в войнах Г-спода – мы можем считать, что он– Мессия» ( РаМБаМ, Законы царей 11:4)
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
|
| ariely |
14 июн 2007, 17:03
|
*
Sюзер » обо мне « дневник Сообщений: 935
Регистрация: 25.05.05 Израиль, Эли
Авиталь 18.07.02
Шир 05.06.04
 |
Кстати о женщинах. Согласно традиции, именно жена Кораха начала подстрекать его против Моше и соответственно привела его к гибели, тогда как жена одного из соратников Кораха – Она бен Пелета – своим хитроумным поведением (вескими доводами и усердным добавлением спиртного) сумела помешать своему мужу участвовать в бунте, и тем самым спасла ему жизнь.
Как сказано: «Мудрая жена строит свой дом, а глупая все рушит своими же руками!»
-------------------------------------
Сказали "спасибо": 0 раз(а)
|
|
|
|
|
1 посетителей читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
здесь находятся:
|
|