Детская пока пуста Детская 0-1 Детская 1-3 Детская 3-7 Детская 7++ Спальня Гостиная Кухня Библиотека
Объявления
Если вы не видите сообщения в темах, попробуйте отключить Adblock
Почта не работает. Если нужно сменить почту, если есть проблемы со входом, пишите администратору Alina

Привет, Гость ( Вход | Регистрация )

Ответить Создать Опрос

Каскадный · [ Стандарт ] · Линейный+

› Архитектура православного храма, изучаем вместе!

ellena
post 20 мар 2007, 23:02
Сообщение №31 (ссылка)

Дети, уймите вашу мать
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 9485
Регистрация: 23.01.07
Москва Щелковская

3+2
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 1 фев 2007, 12:12)
Спасибо  :blush: А я боялась, не слишком ли умничаю  :shuffle:
Я обязательно постараюсь продолжить, просто со временем сейчас туго.
*


Анечка, спасибо. Ты умничай, умничка. Будет возможность, расскажи еще про Кремль, о тех храмах, что не сохранились.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Эхомама
post 21 мар 2007, 00:07
Сообщение №32 (ссылка)

Что-то еще, товарищ Новосельцев?
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 70741
Регистрация: 10.10.01
Хорошо, чуть позже. Пока я стараюсь по порядку идти, придерживаясь конспекта.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Эхомама
post 12 окт 2007, 23:46
Сообщение №33 (ссылка)

Что-то еще, товарищ Новосельцев?
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 70741
Регистрация: 10.10.01
Давно не возвращалась к этой теме, совсем нет времени.
Случайно наткнулась на интересную информацию, решила добавить.


Купола православного храма

Многообразие форм в русском храмовом зодчестве отражается на количестве куполов, венчающих храмы. Это количество куполов — символично. Одна глава символизирует Единого Бога, три купола — Святую Троицу, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств Церкви, девять куполов — по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя.

Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру".

Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

источник
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Al-Sandra
post 13 окт 2007, 19:28
Сообщение №34 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 1479
Регистрация: 8.06.06

Аня, спасибо! Про цвет куполов не слышала раньше. Интересно было бы посмотреть на храм с 33-мя главами.
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Эхомама
post 13 окт 2007, 22:35
Сообщение №35 (ссылка)

Что-то еще, товарищ Новосельцев?
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 70741
Регистрация: 10.10.01
Мне тоже стало интересно. Оказывается, есть такой!
user posted image
Деревянная церковь Николая Чудотворца на Троицкой горе
http://www.hram-33.ru/images/hram_01.php

(по-моему, это трехмерная визуализация, не постройка)
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Эхомама
post 13 окт 2007, 22:40
Сообщение №36 (ссылка)

Что-то еще, товарищ Новосельцев?
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 70741
Регистрация: 10.10.01
user posted image
Купол храма с 33 главами в Серафимовиче. Женский монастырь
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
лаватера
post 14 окт 2007, 12:18
Сообщение №37 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 1344
Регистрация: 21.03.07


Владимир 1994
Арсений 2002
Ого. Век живи, век учись.
ЦИТАТА
Деревянная церковь Николая Чудотворца на Троицкой горе

Это ж какая у него высота? Ведь явно больше 50 метров :O:
Анна Хрусталева, а черные купола? Это ведь не недоработка, они так веками стоят
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Эхомама
post 14 окт 2007, 17:03
Сообщение №38 (ссылка)

Что-то еще, товарищ Новосельцев?
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 70741
Регистрация: 10.10.01
Да, бывают черные. Правда, редко.
Не знаю, наверное есть обоснование и этому. :scratch:
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
georgiz
post 15 окт 2007, 12:18
Сообщение №39 (ссылка)

*
пользователь
» обо мне «
дневник
Сообщений: 167
Регистрация: 10.05.07
г. Москва

Старший 21.10.99
Младшенький 20.08.01
Можно и я немного добавлю... :4u:

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Начнем с самого начала, то есть с истоков. А истоки христианской архитектуры обнаруживаются в древнегреческой и древнеримской архитектуре.


Все это действительно так. Но понять христианскую вообще, а точнее православную, а еще точнее византийскую и русскую храмовую архитектуру невозможно без понимания главного.

Храм - это стены вокруг церковного собрания. Говоря языком о.Андрея Кураева, храм - это стены вокруг Причастия.

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Опираться буду на конспекты лекций по истории русской архитектуры, которые читал в МАРХИ В.Л.Махнач.

Я бы советовал интересующимся обязательно обратиться к прежде всего к книге о.Александра Шмемана (Евхаристия), которая прекрасно раскрывает суть самого понятия "церковное собрание" и где есть небольшая глава о храме. Так же крайне желательно обратиться к Православной энциклопедии в тех ее разделах, где упоминаются какие-либо части храма (алтарь, амвон и т.д.).

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Первые христианские храмы, где совершались Литургии, в I-III веках, берут смысловое начало от Сионской Горницы - той самой, где была совершена Тайная Вечеря. Очень рано храм приобретает апсиду:

Не только первые, но и все храмы берут это смысловое начало. Горница, как и все храмы - лишь пространство вокруг Евхаристии. Первые же храмы берут не только смысловое начало, но и архитектурное. Именно "римские дома" с артиумом и были для первых христиан храмами, то есть местами собрания. В городах очень долго было по одному такому "храму". Христиане стремились зримо явить сущностное единство. "Всегда все, всегда вместе, всегда на одно и тоже" - это древнехристианское выражение очень точно характеризовало их взгляды на Церковь. Насколько я понимаю, такие "дома" не менялись, хотя вполне логично допустить, что было пару "запасных" мест для собраний.

Первые века (до прекращения гонений, где-то до 313 года), очевидно, собрания были камерные. Самые же первые года христиане, не имевшие никаких собственных религиозных зданий, восседали так, как показано на иконе "Пятидесятницы". Полукругом лицом к народу сидел епископ и пресвитеры, а перед ними народ. Народ, скорее всего, сидел на ковриках (коврах) на корточках.

Конечно при распространении христианства (еще во времена гонений) встал вопрос о особых зданиях для христианских собраний. Где-то гонений не было, но была возможность (и средства и община) построить себе собственное здание.

Тогда-то и появляются базилики-зрамы, архитектурно скопированные со зданий общественных (судебных) собраний. Это очень важный момент. Христиане находились в языческом мире, переполненным всякой религиозностью, в частности всякими храмами. Чтобы отмежеваться от окружающей религиозности и отметить ценность именно церковного собрания, христиане строят свои "храмы-базилики" в максимально безрелигиозном ключе.

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Алтарь почти открыт; лишь символическая преграда в виде ряда редко поставленных колонн. Между колоннами размещались иконы в один ряд, чаще только две: справа от центра - Спасителя, слева - Богородицы. Царских Врат еще нет.


Жесткое отделение алтаря происходит очень поздно. К 4-5 векам формируется в основе (!) наш чин литургии. А значит нужды в таком алтаре пока не было. Какой он был сказать сложно, но скорее всего был похожим на то, что есть в католических храмах, то есть открытым пространством, обрамленным колоннами (символическим заборчиком). Наверное, где-то были и занавесочки. Думаю, что века до 7 далеко не все храмы имели иконы как разделительную грань между храмом и алтарем.

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Уместно здесь упомянуть и о пещерных храмах, которые были распространены в первые века христианства. Причина их появления очевидна: первохристианские общины подвергались преследованиям и вынуждены были скрываться.
Образцы пещерных храмов сохранились, например, в Херсонесе.

Насколько я понимаю, много говориться о пещерных храмах потому, что они сохранились, в отличие от надземных. Однако, их количество не стоит преувеличивать, как и их серьезное влияние на осмысление храмового пространства и храмового зодчества.

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
В 313 году император Константин объявил христианство государственной религией, и перед архитекторами встала задача создания церковного здания. Таким типом здания стала базилика - прямоугольное в плане здание, основной тип храма. Внутреннее пространство разделялось рядами колонн на продольные части - нефы (обычно 3 или 5). Главный неф выше боковых, освещается через окна над крышами боковых нефов. Форма каждого нефа напоминает корабль (символ Ноева ковчега).

Насколько я помню, 313 год, это год Миланского эдикта, то есть вступления христианства в равноправие с религиями империи. Хотя, могу и ошибаться.
Действительно именно с этого времени начинается расцвет базилик, понятно почему. Их просто разрешил строить для пополняющейся армии христиан. Но вот именно тут и происходит серьезнейший перелом в осмыслении храма.

Собрания христиан становятся большими. Камерность уходит. Приходит зрелищность, приходят имперские церемониалы, приходят новые массовые традиции. Из последних стоит отметить появление к 5-му веку массовых процессий, которые стекались к главному храму города с пением молитв и гимнов. Храм же был местом пока еще именно евхаристических собраний, то есть все стекались и там, по сути, присутствовали при чтении Слова Божьего и при том, что щаз называют "евхаристический канон". Таким образом, храм превращается в место больших собраний, в место зрелищных церемониалов.

Второй момент, что со временем храму все таки усваивается статус религиозного здания. И это очень важно. Акцент со временем переносится с реального собрания (которое нуждалось не более чем в обрамлении) к стенам как таковым.

Однако, даже во времена златоуста литургия служилась одна в городе. Это крайне важно. "Всегда все, всегда вместе..." Церковь зримо являло свое сущностное единство.

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Обычно в состав раннехристианской базилики входил атрий (открытый двор, окруженный колоннадой), в центре которого помещалась купель для крещения. Портик, расположенный на противоположной от входа стороне атрия, вел в нартекс, или вестибюль, предварявший внутреннее пространство самой церкви – наос. В нартексе во время службы находились оглашенные – люди, готовившиеся принять крещение. Нартекс - это в русских церквях притвор.


Был дворик вокруг храма. В него-то и стекался тот народ. Тут был и баптистерий и хранилище, откуда вносили в храм Евангелие. Может тут же (хотя это совсем мо догадка) принимались приношения от христиан (которые потом превратились в просфоры) и наверное отсюда приготовленные приношения переносились в алтарь.

Это я все к тому, что наш локально-все-собравшый храм мало по своей функциональности связан с теми храмами (да 8-го века). Он связан главным - евхаристическим собранием.

Каждая эпоха влияла на храмостроителсьтво. Есть и была неизменная идея - стены вокруг евхаристического собрания (за ее забвение приходится платить почти языческим пониманием храма как самодостаточной святыни, которое очень распространено сейчас). Есть и была практическая сторона вопроса - как реально обставить сложившиеся богослужебные чины. Менялись чины - менялось и пространство храма. Есть и было то, что можно назвать строительным опытом. Например, сводчатые потолки не есть атрибут только храмов и поэтому никакого серьезного символического значения иметь не могут. Как умели, так и строили. Есть и было культурное и государственное влияние от некоего минимализма в эпоху гонений, до имперского размаха. Есть и было простое художественное творчество (чтоб красиво было), которому не стоило бы придавать какого-то уж статуса, поскольку каждый зодчий строил по своему.

Все это определило некоторый канон - правило, по которому сейчас строится храм. Все, что написано в этой теме правильно и здорово. Я лишь хотел некоторым образом связать суть храма с его архитектурой и показать, что суть остается неизменной, тогда как архитектура меняется принципиально.

Да... вот еще что. Если храм обрамляет церковное собрание, то почему бы явить зримо то невидимое, чем это собрание является. Я говорю о Церкви. Не только народ, но изображенный Христос, изображенные святые и ангелы прекрасно выполняют эту задачу. Входя в церковь человек оказывается на "небе на земле".

:)
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить
Светлик
post 28 мар 2008, 12:00
Сообщение №40 (ссылка)

*
Sюзер
» обо мне «
дневник
Сообщений: 350
Регистрация: 14.12.07
Подмосковье

дочь Анна 1974
внучка Арина 1999
внучка Ульяна 2001
внук Матвей 2006
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 12 окт 2007, 23:46)
Купола православного храма

... пять куполов — Христос и четыре евангелиста.
...Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру".
... Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.


Аня, отлично представленный материал, Спасибо! :clap:

Вот посмотрела красивые фотографии и увидела храм другими глазами...
Увеличить Церковь Св. А.Невского
Храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского в г. Ялте Храм построен по повелению императора Александра III в память трагической кончины его отца Александра II. Освящался собор уже при его внуке Николае II в 1902 году. Государь сам присутствовал на церемонии вместе с семьей, и затем нередко посещал этот храм, хотя в Ливадийском дворце, расположенном неподалеку, есть своя домовая церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. У Александро-Невского храма судьба сложилась довольно счастливо. Он не закрывался, отдыхавший в этих местах Святейший Патриарх Алексий II считал его своим храмом. До сих пор за престолом можно увидеть скрещенные рипиды в память о нем. Увеличить

А вот еще интересный храм, что о нем скажешь?
Увеличить Храм Знамения Пресвятой Богородицы в с. Дубровицы. Постройка 1697г

На мой взгляд прекрасные фотографии - взяты: http://foto.mail.ru/mail/tarantino06.75/

Отредактировано: Светлик в 28 мар 2008, 12:05
Юзер вышелВизиткаП/Я
К началу страницы     
+Ответить

Ответить Опции темы Создать
1 посетителей читают эту тему (1 гостей и 0 скрытых пользователей)
здесь находятся:
 

 
Анонсы статей
Реклама
Последние сообщения
[ 331 ] Муж уходит к "девушке из юности" 13:54 от: Душа кошкина
[ 1792 ] Раздолбаи. 8 класс. 11:45 от: колба Эрленмейера
[ 205 ] Современные стихи 11:23 от: kesh
[ 87 ] Летние детишки - 2025 г. 22:31 от: МотоВикка
[ 3151 ] Смешные открытки и фотографии 7 22:42 от: Редкая гостья
Скин форума: Перейти на версию для мобильных
Сейчас: 1 авг 25, 16:47
Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей и других материалов, опубликованных на сайте. Помните, что в вопросах здоровья вас и ваших детей нельзя полагаться на советы, данные заочно по интернету!
Перепечатка и использование материалов сайта и сообщений из конференций РАЗРЕШЕНЫ только в интернете при наличии активной ссылки на MATERINSTVO.RU и с указанием имен авторов!
Использование фотографий ЗАПРЕЩЕНО без письменного разрешения их авторов!
Политика конфиденциальности и обработка персональных данных