Куда делись целевики?
Получить направление на целевое обучение, чтобы поступить без конкурса, еще недавно было непросто — и в Петербурге, и в регионах. В этом году протеже российских клиник непонятно куда делись.
Сергей Артюшкин объясняет: «Заказчики целевого обучения — клиники в регионах заключают договоры с поступающими, так появляются целевики. Но человек, заключивший договор на целевое обучение, может им не воспользоваться: получил 290 баллов по ЕГЭ и решает, что может позволить себе поступить на бюджет и без костыля в виде целевого договора. А мы должны руководствоваться выбором поступающего».
Много ли таких, кто с 300 баллов идет в медвуз по целевому набору, не сосчитаешь, но такие есть и в Центре Алмазова, и в Первом меде, и в Мечке. В регионах этому только рады, в вузах тоже.
Куда печальнее, когда клиники и ведомства выдают направление детям, едва дотягивающим до минимального количества баллов по ЕГЭ. Минимум, установленный Минздравом
http://publication.pravo.go...x=0&rangeSize=1 в 2022 году: по химии — 39 баллов, по биологии — 39 баллов, по русскому языку — 40. Итого — 118. Но, разумеется, такие результаты — это полный провал для любого школьника, а уж тем более для того, кто собирается пойти на одно из самых трудных направлений — в медицинский вуз. Так что итоговые цифры поступающих все же выше.
В СЗГМУ им. Мечникова на «медико-профилактическое дело» по направлениям региональных управлений Роспотребнадзора зачисляли и с чуть более чем 160 баллами (Калининградская область). Но по этой специальности и на общем конкурсе проходной балл — 170.
Напряженнее всего выглядит зачисление в ПСПбГМУ им. Павлова: ФСИН республики Саха направляет учиться человека с общей суммой баллов 188, из которых по химии — 53, по биологии — 57 баллов. Или ОАО РЖД — с 48 баллами по химии и 57 по биологии. При этом установленные высокие планки петербургскими вузами — 65 — 70 баллов по химии и биологии на медицинские специальности для целевиков — не работают.
Целевое направление в медицинский вуз возникло, когда стало понятно, что выпускники не торопятся по его окончании ехать на работу в свои регионы. Эта форма бесплатного обучения была организована в качестве гарантии их возвращения в медицинскую организацию, выдавшую направление, и отработки в ней 3–5 лет, в зависимости от условий договора. На местах клиники сообщают о своей потребности во врачах в местные органы управления здравоохранением, те, в свою очередь, расчетные цифры направляют в Минздрав. Вместе с Министерством образования определяется, сколько каждому региону нужно мест в медвузе на целевой прием. Оплачивается обучение из федерального бюджета.
«Регион формирует список, по которому выдаются целевые направления на обучение. Если в этом списке 5 человек, и все они получают направление, то поступят все. Если в списке 10 человек, то поступят 5, у которых баллы выше. Если регионы выбирают человека с минимумом баллов, установленных Минздравом, это их позиция, но наша проблема, — объясняет Андрей Яременко, почему в престижные вузы поступают далеко не отличники.
В Петербурге такая проблема возникла впервые. До прошлого года отбором на целевое обучение выпускников школ занимался комитет по здравоохранению по простым правилам — проводился конкурс и направления выдавались сильнейшим. С этого года ситуация изменилась и в Петербурге. Минюст указал комитету, что договоры на целевое обучение должны заключать медицинские организации, в результате у чиновников осталась только координирующая роль, а договоры заключают госклиники самостоятельно.
«По сути, даже наш город лишился качественного отбора направлений. Как это происходит в регионах — оставим за кадром. Скажем так: мне это неизвестно», — аккуратно говорит Андрей Яременко.
По мнению проректора Первого меда, «изначальная позиция целевого приема несколько ущербна». Дело в том, что в университет им. Павлова не только сложно поступить, в нем сложно и учиться.
«Упрощение процесса поступления — это только ворота в вуз, но если за воротами перед человеком возникает кирпичная стена, дальше он не продвинется. Основная образовательная программа одна для всех, нет программы для слабых студентов. Получается, что социальная политика государства в этой части связана только с упрощением возможности зайти, — говорит Андрей Яременко. — Но у вуза нет возможности сопровождения, единственное исключение — студенты-инвалиды, для которых мы можем увеличить срок обучения по заявлению. И тут возникает вопрос: зачем мы помогаем человеку с низкими баллами поступить, если мы все равно его отчислим? Поэтому надо думать о том, чтобы студенту из какой-то особенной категории либо увеличивать сроки обучения, либо закладывать более высокие затраты, чтобы можно было с ними дополнительно заниматься — допустим, не 36 часов в неделю, а 41 час. Тогда это будет иметь какой-то смысл».
Сейчас в Первом меде отчисляют в основном студентов с целевого и коммерческого приема.
«Конечно, дети, которые поступали до прошлого года по свободному конкурсу, — это сильные дети, они составляли дальше костяк. В этом году свободный конкурс, к сожалению, с низкими баллами, по понятным причинам», — сетует проректор Первого меда.
В этом году, когда дети со 150 баллами попадали на бюджет, а со 280 — на контракт, потому что прием согласий для бюджетников и внебюджетников закончился одновременно, среди платников сильных студентов тоже будет много. Оптимисты из группы Первого меда в «ВКонтакте» прогнозируют: в первый год обучения поступавшие со 145 баллами будут отчислены — они не смогут учиться в этом вузе, а платники смогут перевестись на бюджет.
Не только в Петербурге
В других регионах страны такая же ситуация. Например, на медфаке Петрозаводского университета в этом году 131 бюджетное место, из которых только 3 были вынесены на общий конкурс. Остальное — это целевые места (100 мест), специальные (14) и особые (14 квоты).
Однако из 100 целевых мест занятыми оказались только 43, а из 28 льготных — два. В итоге вместо 3 счастливчиков учиться на врача в Петрозаводске бесплатно будут сразу 86 человек. Среди них минимальный балл — 171 — у абитуриента, который сдал химию на 46 баллов, биологию — на 67, а русский — на 65.
В этом году в ПетрГУ на лечебный факультет была подана 331 заявка на бюджет, и у 237 претендентов, не выдержавших напряжение, шансы на поступления были больше, чем у того, кто просочился на лечебный факультет со 171 баллом.
Отдельная история в карельском вузе с платными студентами. Всего для них было отведено 50 мест. Но по состоянию на 8 августа согласие на зачисление подали только двое. В отдельном списке 27 человек — иностранные претенденты на платное образование на лечфаке ПетрГУ, которые принесли оригинал своих документов, но кто из них будет зачислен, не очень понятно. И в конечном итоге как минимум 20 мест из 50 оказываются пустыми.
В истории с невостребованностью целевых мест на бюджете есть одна большая проблема — в запланированных цифрах отражается потребность во врачах. Если не воспользовавшиеся своими целевыми направлениями поступили по свободному конкурсу (а в этом году это было легко сделать), они не обязаны возвращаться в свой регион и восполнять дефицит врачебных кадров. А он после пандемии велик, как никогда прежде. А кого-то еще и отчислят.
Можно с уверенностью говорить, что новые условия приема в вузы-2022 провалили целевой набор в этом году. Остается надежда, что хотя бы для ординаторов он не провалится.
Не хочешь работать в поликлинике терапевтом? Поступай учиться снова
Мало отучиться в медицинском вузе 6 лет, чтобы стать хирургом, эндокринологом или другим специалистом. Надо отучиться еще и в ординатуре 2 или 3 года, в зависимости от выбранной специальности. Обучение в ней тоже делится на бюджетное по свободному конкурсу, целевое (по направлению) и платное.
Последний день приема документов по целевой квоте в ординатуру — 9 августа. На бюджет по общему конкурсу и на платное обучение — 15 или 16 августа, в зависимости от вуза. Если из какого-то региона человек с направлением не доедет, то места, как и при поступлении на специалитет, направятся на свободный конкурс.
О том, как поступают в ординатуру, «Фонтанке» рассказала проректор СПбГПМУ Лилия Дитковская: «На 6-м курсе человек задумывается, пойдет ли он работать в амбулаторное звено участковым терапевтом (педиатром) или выберет узкую специальность и продолжит обучение. У него есть три пути. Взять направление в каком-то медицинском учреждении любого региона страны, либо поступать в рамках свободного конкурса, либо идти на платное обучение. В этом году в Педиатрическом университете 94% бюджетных мест в ординатуру целевые».
У каждой медицинской организации есть положение, в соответствии с которым она проводит конкурс и выбирает претендентов на заключение договора. Как поясняет Лилия Дитковская, могут давать направление нескольким людям, и это правильно, так вуз может выбрать лучшего: «У нас, например, на анестезиологию и реанимацию от Петербурга заявка на 18 мест, а заявлений пришло уже около 40, и они продолжают приходить. Поступят те, у кого выше балл и больше достижений».
Сколько человек смогут получить возможность отучиться в ординатуре за государственный счет в 2023 году, начнут считать уже сейчас. С лета начинается формирование заявок на целевую ординатуру на следующий учебный год. Регионы направляют заявки на дефицитных специалистов в Минздрав и Минобрнауки. В мае медвузы уже точно знают, сколько у них бюджетных мест, в том числе по целевому направлению, сколько внебюджетных.
Как на специалитете, конкурс среди целевиков — претендентов на обучение в ординатуре проводится только на уровне регионов, имеющие направления из одного региона соревнуются внутри своих групп: петербуржцы — с теми, кто получил направление в петербургских клиниках, вологодские — с вологодскими, новгородские — с новгородскими. Но и они могут «не доехать» до места учебы — например, кто-то передумал, кто-то аккредитацию провалил или госэкзамены не сдал. Эти бюджетные места переходят в свободный конкурс. То есть госзадание Минздрава выполняется, нужных специалистов подготовят, потому что целевые места остаются бюджетными, но остается открытым вопрос: поедут ли они в регионы, где в них нуждаются? Не исключено, что с обучением дефицитным специальностям в ординатуре, которое готово оплачивать государство, произойдет то же самое, что с целевым обучением на специалитете.