1. Рационализаторское предложение
- Рутина! – подтвердил Санта, вытирая рукавом осевшую на усах пену. – Да мало того, желания-то загадывают примерно одинаковые. Я настоящие, правильные желания имею в виду, а не приставки с айфонами. Что для человека главное в жизни? Ну, покушать, повкуснее. Дальше, крышу над головой, если нет своей. Ну а кто, так сказать, удовлетворил свои базовые потребности – тому, конечно, хочется любви, близкие чтобы понимали. Здоровья, опять же. Ну и карьеры, богатства – «Дорогой Санта, подари мне домик на острове в тропическом океане!». У меня и сортировка почты по этим категориям налажена. Желания любовные – стеллаж А. Кому с близкими помочь – стеллаж Б. Карьера – в этом году три стеллажа пришлось добавить. Ну, а уж материальные подарочки – под то особая сортировочная… Распознавание по ключевым словам… Письма в ячейку по транспортеру подаются.
- Ага, - невесело подтвердил Дед Мороз, подперев руками седую голову (в его ведомстве сортировка до сих пор велась вручную). – А выполнишь желание – человек пуще прежнего недоволен. Он, дескать, карьеру за ради денег да праздности хотел, девиц красивых на машине представительского классу катать. А, оказывается, на посту начальника его работать нужно с утра до ночи, и замы – змеюки подколодные – бюджет уворовали, а проверка уж на пороге и дело шьет… И в душе-то у него заветное совсем иное теплится… Хорошую бы да ладную жену ему, домик небольшой, и зажил бы в тепле, уюте да покое… Вот взять иной бы раз желание одного, да приставить другому… Ить по должности не положено…
У Санты, опьяненного предпраздничной пятничной чаркой, загорелись глаза.
- Слушай, дорогой Мороз! Это же идея, так сказать, инновационная! Рационализаторское предложение! Ты представь только, насколько увеличилась бы наша производительность, если бы это заработало! Люди получают все, что хотят, то есть, не хотят, тьфу, что хотят, но об этом и сами не знают…
- Эх, милый… не так просто это… а ну как не угадаешь ты? Человек-то иной раз и сам не поймет, что хочет, к чему душа его склоняется, отчего сердце печалится…
- Так это ж будет план какой? Экспериментальный!!! Если средства правильные, то цель, как психологи современные выяснили, сама по ходу корректируется по отношению к потребителю, понял?
Так, экспериментально, было принято к реализации рационализаторское предложение под кодовым названием «Чужой хороший конец». Поскольку дружественные зимние волшебники не смогли выработать критерии, по которым желание одного человека должно было исполняться у другого, пожелавшего нечто совершенно иное, мечты и их владельцы были определены методом жеребьевки. Мероприятие решили считать успешным, если потребитель услуги по исполнению желания, получив реализованный «хороший конец» другого, тем не менее, был этим полностью удовлетворен, а в просторечии – счастлив.
2. По запросам потребителей
(написано «Паркером» на смятой салфетке во время предновогоднего корпоратива в одной крупной итальянской компании)
«Карьера! Управлять массой людей! Чтобы от меня зависели, мною восхищались, рукоплескали! И в соцсетях – тысячи лайков, сотни тысяч! Королева! Приказывать! Благодетельствовать! Принимать поклонение! За ниточки дергать! Да, Дедуля Морозуля, а запросик-то не по тебе!».
***
(бумага тоже помята, и написано довольно криво, но о-очень старательно, письмо в конверте с адресом и маркой, все как положено)
«Дарогой дедушка Мороз! Я уже писал тибе письмо, но ты несердись, я пишу тибе не для сибя. Возле моего падезда живет собака ее завут Симка. Она очинь старая и нисчасная. Ты настаящий волшебник я знаю. Подари пажалуста Симке дом. Падезд пятый, а дом номер 7, а улица Ленина, я уже тибе с этого дома писал. Твой друг Дима. А перед Женькой я извенился за шапку, ты непереживай!».
***
Пенсия Зинаиде Аркадьевне приходит на книжку. Сроду никому не писала она писем. Адрес дочки, уехавшей в Италию и вышедшей там замуж, она не знает. Он, конечно, был записан старательно крупными печатными буквами на бумажке в голубую клетку, долго хранилась та бумажка под обложкой паспорта, да, видать, выскользнула, когда доставала документы по какой-то чиновничьей надобности.
Конверты Зинаида Аркадьевна не покупала уж года четыре. С тех пор, как умерла ее старенькая соседка, ходить за ней стало некому, и переехала она жить сюда, в поселок со звонким названием Алтайский, на 51-м КИЛОМЕТРЕ от райцентра. Новый год она отмечала, как и все обитатели дома престарелых, попивая чай с конфетами, которые привозили или присылали девчушки-волонтеры, да глядя в телевизор на ночную Москву.
А заветное желание у нее было только одно, его она и написала нечаянно, водя в раздумье пальцем по запотевшему стеклу, вглядываясь в ночную темень поселка, и вслушиваясь в редкие пьяные выкрики и брехание собак в соседском дворе: «Письмо».
И, вздохнув, добавила про себя: «Да хоть бы еще фотографию…».
***
«Дорогой Дедушка Мороз! Поздравляю тебя с Новым годом!
В этом году я учусь я хорошо, только по английскому четверка. По музыке тоже учусь хорошо. Еще я помогаю родителям, и даже стараюсь не ворчать на маму, когда она заставляет меня делать что-нибудь скучное, например, мыть посуду или целый час повторять перед экзаменом этюды.
Очень хотела попросить у тебя щенка. Но мама не разрешает, у нас ковер, и диван кожаный они с папой недавно купили. Собака может испортить дорогую вещь. Мама, конечно, права, хлопоты по уходу за животным лягут на нее, ведь от собаки и шерсть кругом, и выгуливать ее я не смогу, ведь у меня после гимназии каждый ДЕНЬ занятия музыкой или хореографическая студия. Возвращаюсь я домой затемно, щенку будет вредно так поздно быть на улице.
Поэтому подари мне, Дедушка Мороз, пожалуйста, куклу. Какую-нибудь интересную, только не Барби, не Бэби Борн и не из коллекции Братц, они у меня уже все есть. Заранее спасибо. Оля из 3-го Б класса»
***
Не так-то просто за двенадцать ударов часов написать желание на клочке бумаги, сжечь его, размешать в бокале и проглотить. Люська давилась и кашляла, Катерина хлопала ее по спине и все повторяла: «Тише! Тише!». В соседней комнате спали девчонки, а стены в общаге картонные. Сама Наталья до конца бумажку сжечь не успела – пришлось судорожно жевать неиспепеленный клочок и запивать шампанское минералкой. Больше бокала она выпить не рискнула, завтра на смену в шесть утра, а мастер спиртовые пары за километр чует. Можно было, конечно, и поменяться сменой, но Наталья не стала. Праздничный ДЕНЬ оплачивается вдвойне, а им с дочкой и сто рублей нелишние. Ничего. Люська завтра девчонок сводит на гору на ватрушке покататься. Люськин «прочерк», в отличие от её, Натальиного, вспоминал порой о наличии ребенка и подкидывал деньжат. В этом году, сложившись понемногу и добавив очередной его «аттракцион неслыханной щедрости», девчонки-соседки купили одну ватрушку на троих. Жили Люська, Катерина и Наталья дружно, поэтому опасаться «раздела имущества» не приходилось. У всех были дочурки, а широкие плечи их пап по разным житейским обстоятельствам прикрывали на данный момент чьи-то другие груди.
В записке, устоявшей под огненным натиском, но бесславно сгинувшей в бурлящей минералке, значилось: «Хочу мужа, чтоб любил и обеспечивал меня и дочку».
3. Год спустя.
Кукла умирала. Худощавая рука ее с длинными, безупречно выточенными пальцами трагично взметнулась вверх и упала. Голова медленно склонилась на грудь. Раздался короткий всхлип. Казалось, лиф расшитого стразами платья судорожно вздымается от сдерживаемых рыданий. С первого ряда в монокль можно было рассмотреть даже тень от ресниц на нежном лице.
Зал очнулся после целой минуты оцепенелого молчания, точно людям позволили, наконец, вдохнуть, и взорвался криками: «Bravo! Belissimo!». Она вышла из-за ширмы, раскланиваясь, и ее прекрасная сопровождающая на длинных нитях двигалась рядом с ней, уже будто воспрявшая от страданий, и в свете рампы казалось, что личико ее разгладилось и посвежело, а носик задорно вздернулся.
На сцену летели цветы. Тут и там вспыхивали сполохи фотокамер. Сквозь толпу уже проталкивался режиссер, нужно было идти, ее ждали на праздничный банкет. Шофер лимузина нервничал у подъезда.
Хозяйка куклы все медлила, наслаждаясь овацией.
Прекрасную марионетку она поддерживала за талию. В этом ярком театральном свете, на сцене, склонившись друг к другу, эти леди были чем-то неуловимо похожи, две восхитительные страстные женщины, таланту и красоте которых поклонялись тысячи зрителей.
***
Это было невероятно, так невероятно, что собака, сморгнув, неуклюже переступила лапами, но не решилась приблизиться.
В зубах у него была кость. Первосортная кость, с остатками мяса, хотя и не совсем свежая. Судя по запаху, пару ночей кость провела в мусорном баке. Но ночи нынче стояли морозные, и мясо, наверняка, осталось вполне съедобным.
Симка наклонила голову, втягивая холодный воздух. Невозможно поверить, настоящее мясо! Она не ела мясных обрезков уже месяц или около того, с тех пор, как ее прогнали с помойки возле рабочей столовой. Столовую закрыли, теперь там шел ремонт. А Симка питалась, чем пошлет Бог, сердобольные старушки и мальчишки из пятого подъезда. А старушкам и мальчишкам этим Бог и самим нечасто посылал мясные лакомства.
Пес свесил набок драное лохматое ухо и сел. Кость он положил перед собой на утоптанную тропку. Нижняя губа его отвисла, будто он смеялся. Сомнений не было, подношение предназначалось ей.
Медленно, с глухим ворчанием она приблизилась и взяла кость. Пес вытянул лапы и лег, положив между ними узкую умную морду. Симка, не в силах больше сдерживаться, отпрыгнула вбок, к кустам, и с судорожным рычанием вгрызлась в долгожданную еду.
Пес ждал. Она тщательно зарыла неразгрызенные остатки в снег, села, с остервенением поскребла себе ухо. Пес не уходил. Тогда она подошла к нему боком и, мучительно припоминая свои щенячьи ухватки, неловко и добродушно куснула за репицу хвоста. Он отпрыгнул и потрусил по тропинке в сторону пустыря. Симка еще секунду постояла в нерешительности, а потом уверенно и ровно, будто так было всегда, побежала следом.
***
Ноутбук подарили Зинаиде Аркадьевне волонтеры. Был он старенький, с расшатанным гнездом питания, заботливо укрепленным для лучшего контакта обломком зубочистки. Сперва она, замирая от любопытства, с чувством, которое возникает, когда пробуешь запретный плод, дрожащими пальцами раскладывала пасьянс и соединяла в цепочку со звоном разлетающиеся шарики. Потом, не без помощи тех же шустрых девчат-волонтеров, обнаружила доступ в интернет от соседней школы-восьмилетки, куда подключили его по президентской программе, закрытый нехитрым паролем «12345». Заинтересовалась, сначала программой телепередач на всех каналах, потом рецептами (да совсем на старости лет из ума выжила, видно, где ж я готовить-то буду?». В молодости была Зинаида Аркадьевна знатной кулинаркой.
Разговорились с врачихой. Слово за слово, пересказала ей бабкин рецепт пирога с томленой черникой. Врачиха испробовала и ахнула. Зинаида Аркадьевна вдохновилась, завела с помощью юной компьютерной просветительницы страничку в соцсети и стала делиться забытыми секретами.
Завязалась переписка с другими пожилыми женщинами, освоившими просторы интернета. В стране бушевал очередной кризис, с продуктами в регионах снова стало непросто, и скупые секреты, как сварить сытный суп на семью из четырех человек из «чулка» куриной кожи, гузки и пяти ложек муки, ложились на благодатную почву.
Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. В доме-интернате кормили невкусно. Поварихой работала жена у директора школы, она же готовила и на школу, и на детсад. Заведение было на балансе у области. Продукты закупали централизованно, по госзаказу. Зинаида Аркадьевна списалась с местным фермером и посоветовала ему принять участие в тендере. Тот посмеялся, подал документы и, неожиданно для себя, выиграл. Обитатели юдоли скорби с удивлением увидели на столах настоящие котлеты, гуляш и сметану.
Повариха продолжала получать свою зарплату, но готовила только в дни наезда проверочных комиссий. В пищеблоке воцарилась Зинаида Аркадьевна.
В середине осени в дом престарелых заехал представитель единственной в районе более-менее крупной кооперативной торговой сети, привез продуктовые наборы ко дню престарелых. Попробовал местную хлеб-соль и попросил телефончик фермера, современными технологиями он не владел.
Перед новогодними праздниками приехал сам фермер. В глазах у него стояли слезы. Областной минсельхоз, впечатлившись количеством контрактов на продажу продукции в следующем году, выделял ему грант на покупку мини-комплекса по переработке мяса. Зинаиде Аркадьевне он привез пробную партию колбасы, изготовленную по рецепту ее деда.
Своими нехитрыми достижениями Зинаида Аркадьевна делилась на своей страничке. Количество поклонников ее рецептов росло. 31 декабря она приняла решение стать блоггером. Сообщение об этом получило две с лишним тысячи лайков.
***
«Здравствуй, дорогой Дедушка Мороз! Поздравляю тебя с Новым годом!
Большое спасибо тебе за куклу, которую ты мне подарил в прошлом году, она была забавная. По правде говоря, у меня совсем не было времени с ней играть.
Если бы ты знал, что со мной случилось! Понимаешь, я получила письмо… Случайно, почтальон не в тот ящик положил. А это письмо оказалось от Левы из физмата – он, представляешь, написал по адресу из журнала, чтобы переписываться с девочкой. Смешной, ну надо же писать письмо девочке в том же городе, где и ты! И фотку в письмо вложил, такой ми-ми-ми, ну, ты понимаешь! Нет, Дедушка Мороз, ты не думай ничего такого, он отличник, в муниципальной научной конференции участвовал даже! Мы с ним в сентябре даже в Кроссе наций вместе бегали! Я-то еле до ФИНИША дотянула, а он был в первой сотне, даже обогнал двух мальчишек из седьмого класса!
И вот мы с Левой стали переписываться. Он такой милый, ты себе не представляешь! Стал меня из музыкалки провожать, прям каждый день! А потом, мы еще с ним в кино ходили…
Да что это я! Я же о подарке! По правде говоря, я думаю, что знакомство с Левой и был мой настоящий подарок от тебя, но мама считает, что это глупости, Дед Мороз приносит лишь игрушки!
Дедушка, миленький, пусть это будет не так! Ведь я хочу попросить тебя, чтобы мама отпустила меня летом с Левой в математический лагерь. Ну, честно говоря, у меня не очень с математикой. Но я буду заниматься, каждый день, честно-честно. Но, по правде говоря, туда берут только самых-самых способных к математике, как Лева! Так что, сам поинмаешь, без волшебства – никак. Ты уж постарайся, и спасибо тебе тысячу раз! Оля из 4-го Б класса».
***
Обои клеили вместе. Хохотали, раскатывая рулоны по всей комнате, кидались губками с клейстером, пили на кухне холодное пиво. Вечером Катерина сходила за девчатами, и все вместе сели возле стоящей на полу в поллитровой банке еловой ветки, проводить старый год.
- Ты, Наталья, не нюни, - наставляла Люська подругу. – Вот пообживешься в новой должности, кредит на мебель тоже потихоньку выплатишь. За дочку не беспокойся, с моей в одну школу пойдут. Работай спокойно, заслужила!
Наталья вытирала счастливые слезы. На цех от предприятия выделили одну однокомнатную квартиру. Ходили слухи, что будет та квартира отдана любовнице мастера. Но что-то сдвинулось в слаженном цеховом механизме. В первую субботу декабря мастер пришел на работу злой и с фингалом. Квартира была разыграна в лотерею между десятью лучшими работницами цеха, и навитая и напудренная секретарша директора торжественно вытащила счастливый билет с Натальиным именем. А через неделю мастер уволился, и его место предложили занять самой компетентной и авторитетной работнице – ею тоже оказалась Наталья.
В эту ночь она успела сжечь всю бумажку и выпила бокал шампанского почти не торопясь. Записка оказалась короткой: «Сдать на права!». Наталья планировала выплатить кредит за мебель и начать копить на машину.
4. P.S.
- Тут, понимаешь, вот какое дело, - втолковывал Санта Деду Морозу за традиционной кружкой пива после окончания очередной миссии по встрече Нового года. – Миссия-то признана успешной. Но, как бы это сказать, посчитали, что выборка не репрезентативна. Больше народу надо было охватить. Решено в этом году эксперимент продолжить. Пока на территории России, конечно, у вас и люди морально поустойчивее, и опыт реализации есть…
Где-то далеко, в сортировочном центре Санта-Клауса, в пустых залах, где равномерно двигались ленты транспортеров, мигнул и погас свет. Через минуту он снова включился. Лента продолжала двигаться. Никто не заметил, как письмо молодого клерка из Висконсина соскользнуло с ленты, ведущей в многостеллажный сектор С, на параллельную и было отправлено в сектор А. Эксперимент продолжался.